Комментаторы Библии утверждают, что этим числом зашифровано имя римского императора Нерона. Еврейские буквы его имени якобы образуют искомое число.
Что же совершил этот ужасный человек, может ли он олицетворять Антихриста? При его безмолвном согласии отравили законного наследника и его сводного брата Британика, Он приказал убить мать и свою первую жену Октавию. Избил беременную вторую жену Сабину Поппею, что привело к ее смерти. Изнасиловал весталку Рубидию и сожительствовал с замужними женщинами.
Во времена Нерона в Риме произошел грандиозные пожар. Ответственность за него волагают на императора. Правда, прямых свидетельств тому, что император причастен к поджогу или хотя бы был заинтересован в нем, нет.
Преступления Нерона действительно чудовищны. Однако согласитесь, мелковат злодей, не соответствует образу врага рода человеческого. Но это субъективные впечатления. А вот что показывают вычисления. Для них нам потребуется освежить в памяти некоторые сведения об арифметике, древнегреческой древнееврейской письменностях.
Сегодня мы пользуемся поместной или позиционной системой счисления, каждая цифра в которой имеет числовое и позиционное значения. В десятичной системе это цифры от 0 до 9 и позиционный вес равный 10.
В странах Средиземноморья в древности пользовались алфавитной нумерацией. В III веке до нашей эры в Греции распространилась ионическая система, пришедшая на смену так называемой аттической нумерации. Поскольку Откровение было написано на греческом языке, примерно в 90-91 годах нашей эры, а для шифрования «имени зверя» использован еврейский алфавит (так утверждают комментаторы Библии), сравним письмо этих языков. Ниже приводится таблица соответствия букв греческого и еврейского алфавитов их численным значениям.
Для исключения разночтения за счет непривычного начертания букв, будем использовать их названия. Названия еврейских букв приводится в их современном звучании
В современном греческом алфавите отсутствуют буквы «фау», «коппа» и «сампи», а буква «эпсилон» следует за буквой «хи».
В еврейском языке только 22 буквы Буквы «каф», «мем», «нун», «пе» и «цадик» в конце слова обозначаются иначе, чем в начале слов, и сопровождаются звездочкой возле буквы.
Греческое письмо – буквенно-звуковое, первое, где стали использовать гласные буквы.
Еврейское – первоначально консонантное (квазиалфавитное), состоящее из одних согласных букв, гласные обозначаются точкой под букой. В современном иврите четыре буквы используются для обозначения гласных.
Для отличия в тексте цифр и чисел над ними ставилась черточка «титло». В древних рукописях точки и черточки часто отсутствуют, что затрудняет правильное восприятие текста. Канонические тексты Евангелия появились не ранее VI века. В греческих подлинниках текстов числа и числительные написаны, вероятно, буквами алфавита, поэтому в различных современных изданиях Откровения в идентичных стихах можно прочесть, например, «один» и «первый».
Однако вернемся к комментариям к Библии. Слова «Нерон кесарь» состоят из букв:
Буквы приведены столбиком, т.к. евреи пишут справа налево.
В слове «Нерон» греческая «омега», читающаяся как долгое «о», заменена на еврейскую «вав», хотя ей соответствует греческая «фау». Еврейская «нун» в начале и в конце слова имеет разные значения. Хотя в конце слова она должна иметь другое, достаточно легко различимое, графическое отличие и численное значение 700. В слове «кесарь» согласные заменены соответствующими еврейского алфавита. Из таблицы видно, что до буквы «пи» звуковое и численное значения греческого и еврейского алфавитов совпадают. До букв «тау» – «тав» совпадают при перестанови буквы «цаде». Если принять во внимание это замечание, то греческую «каппу» следвало бы заменить еврейской «каф», с численным значением 20. Т. е. библейская расшифровка не корректна.
Иоанн Богослов применил для шифрования «откровения Иисуса Христа» (Откр.1.1) некоторый код, который должен подчиняться определенным правилам. Если это перевод с языка на язык, то четкое соблюдение грамматики, если замена букв. То только на соответствующие. Другого Иоанн допустить не мог.
Давайте немного порассуждаем, если угодно, даже пофантазируем. При этом будем строго следовать тексту «Откровения». Иоанн говорит: «Я был в духе в день воскресный» (Откр.1.10), то есть после длительной ночной воскресной молитвы, впав в транс, как теперь принято говорить, подключился к Мировому энергоинформационному пол. Сведения о будущем передавались ему не просто для удовлетворения любопытства, а с конкретной целью. Информатор сказал: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний, то что видишь, напиши в книгу и пошли церквам «(Откр.1.10-11), говоря другими словами, та сила, что была первопричиной и первоосновой всего сущего, приказала донести до людей данные о перспективах развития человечества. Очевидно. информация эта однозначна и конкретна, а глубина ее зависит от возможностей Иоанна по ее осмыслению и трактованию.
В стихах 11-18 гл. 13 Откровения, говориться, что «всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» для покупки товаров требовались не деньги, а некое начертание на правую руку их или чело их». Видимо, нет необходимости говорить том, что сегодня большинство сделок совершается в безналичной форме. В развиты странах наличные деньги практически не используются. Банки, фирмы, организации перечисляют средства платежей со счета на счет. Население пользуется кредитными картами.
Более того, домашним питомцам вживляются микрочипы, детям одеваются специальные браслеты, снимаются папиллярные рисунки рук, финансовое положение граждан отслеживается с помощью сведений счета ИНН, т.е. открывается возможность тотального контроля за личностью. В ближайшей перспективе вживление микрочипов со сведениями, включающими полную информацию о человеке, которую он даже сам о себе не знает или не осознает (например, генетический код) формирование единого банка данных и контролирование индивидуума с помощью космических средств связи. Что создало такую апокалиптическую ситуацию?
Ответ дает сам Иоанн Богослов: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли…(Откр.13.11), /который / творит великие знамения …(стих13), чудесами … обольщает живущих на земле…» (стих14) Выходящий из «земли зверь» это широко известный элемент «Кремний». В составе земной коры он занимает второе место по распространенности и составляет 27,6% ее массы. А в массе планеты Земля соответственно 15,2% и занимает третье место после железа и кислорода. Так называемые полупроводники, материалы, имеющие промежуточную электропроводность (между металлами и диэлектриками, представляют собой легированные монокристаллы кремния и некоторых других элементов. Как известно, они используются для преобразования электрических колебаний, сигналов одного вида в сигналы другого вида, одного вида энергии в другой. Невозможно назвать область деятельности человека, где бы не использовались полупроводники, от сельского хозяйства до освоения космоса. Они активно внедряются в жизнь не только передовых, но и самых отсталых народов, с удовольствием слушающих транзисторные приемники. Разве это не чудеса, обольщающие живущих на земле?
Роль кремния в «обольщении» людей ясна. А как это корреспондируется с числом зверя? Откроем таблицу Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Четырнадцатый элемент, кремний имеет атомные вес 28,0855+/-3, расположен в третьем периоде и относится к IV группе. Распределение электронов по оболочкам 4/8/2, распределение электронов по застраивающимся и ближайшим подоболочкам 3s2 3p2. (Сведения почерпнуты из Российского энциклопедического словаря 2001 года). Если взять ту же таблицу семидесяти летней давности, в ней распределение электронов не указывается, а атомный вес приводится с меньшей точностью.
Иоанн имел перспективный просмотр развития человечества от своего времени в далекое будущее, в виде меняющихся картин, как некий кинофильм. И вот в период нашего с вами времени преобразования на земле. Иоанна поражает факт глобального использования полупроводниковых приборов и тотальная слежка за людьми, осуществляемая с их помощью. Он хочет и должен включить информацию хотя бы о главном полупроводниковом элементе, чтобы предостеречь потомков о грозящей опасности. «Здесь мудрость. Кто имеет ум…» (Гл.13.Ст.18), т.е. предупреждает, здесь нужен особый подход. Нужны специальные знания, в частности, по химии. Ни в одной главе Откровения нет такого заявления: «кто имеет ум» (буквально разум»). Остальные читатели получается ума не имеют Это звучит грубо. Но это не оскорбление, а предостережение. Ведь сказать о «химии» Иоанн не мог, потому что еще не существовало такого понятия.
Но почему кремний зашифрован именно числом? Когда Иоанн понял, что свойства элементов находятся в зависимости от заряда их атомных ядер, соответствующих порядковому номеру. Когда он увидел, что большую часть и саму суть периодической таблицы составляют числа, то пришел к выводу о логичности шифрования именно с их помощью. Какие же числа играют главную роль и характеризуют рассматриваемый элемент? Это 3 период, IV группа, 14 порядковый номер, число атомного веса, числа распределения электронов, а также словесное название и буквенное обозначение элемента.
Число атомного веса, приводимое в разных изданиях с различной степенью точности, не может служить константой, и не понятно оно Иоанну. Он с цифрами то не знаком, а тут десятичные дроби, да еще с поправкой. Другое дело распределение электронов по оболочкам. Это информативное число. Сумма его дает порядковый номер, три цифры указывают период, четыре электрона на самой близкой к ядру оболочке дают номер группы. Добавляем название silicium и элемент охарактеризован. Чтобы не дублировать информацию Иоанн взял число 482. При этом он четко понимает, что такого числа в таблице нет. Есть сумма цифр 4, 8, 2, каждая из которых имеет свой вес. Наиболее весомая 4. Четыре электрона ближе всего расположены к ядру в атоме. Самая слабая двойка. Эти электроны вступают во взаимодействие при химических реакциях. Понятие «разряд» в счислении еще не употребляется, но существует в силу десятичности счета. В самой буквенной системе обозначения чисел имеются десятки, сотни, а также тысячи, обозначающиеся значком «прим». Логично самую сильную цифру обозначитькак четыре сотни («тав»), более слабую, восемь десятков («пе»), двойку («бет»). Само вертикальное расположение цифр подсказывает такой подход. Однако при этом утрачена цифра IV, период элемента. Иоанн дополняет ее («далет»). Всё. Оснвная численная информация зашифрована, переходим к буквам. Слово «silicium» и аббревиатура Si дублируют друг друга. Слово более полно и потому более информативно. Кремний как элемент еще не выделен, а вот с кремнем («silix»), достаточно близким понятием, человечество знакомо с каменного века. Иоанн старательно подбирает близкие по звучанию буквы еврейского алфавита «самех», «ламед» и «цаде». Иначе поступить нельзя, т.к. латинский, греческий и еврейский алфавиты не совпадают по числу букв. Кроме того, для обозначения чисел в латинской письменности используются сохранившиеся до наших дней «римские цифры», восходящие к более древней аттической нумерации. Окончание «um» не шифруется, потому что относится к понятию «химический элемент», которое Иоанну не понятно.
Теперь складываем численные значения использованных при шифровании букв:
«тав» – 400; «пе» – 80; «далет» – 4; «бет» – 2; «самех» – 60; «ламед» – 30 и «цаде» – 90. Всего: 666.
Осталась еще одна загадочная фраза: «это число человеческое» (Откр. Гл.13.18), т.е. число зверя связано с именем собственным, принадлежащим человеку. Так это понимали комментаторы Библии, так это понимаем и мы. Автором периодического закона является Д.И.Менделеев. Его же именем названа таблица Периодической системы элементов, в которой скрыта разгадка числа. (В США не признают приоритет Д.И.Менделеева, но и там упоминаемая таблица носит имя американского жулика, имя которого я не хочу даже упоминать).
Предложенная версия расшифровки числа зверя кажется фантастической и даже абсурдной. Но вот что любопытно: Иоанн Богослов адресовал Свое Откровение Ангелам семи церквей, в том числе «и Ангелу Смирнской церкви» (Откр.Гл.2.8) Поликарпу и другим пресвитерам (старейшинам), у которых учился святой Ириней. Ученик последнего. Святой Ипполит, вероятно имевший возможность получить приватную информацию через своих учителей от самого Иоанна, писал: «…когда железо и глина смесятся в одно, тогда наступит время Антихриста». Напомним, что полу проводниковые материалы представляют собой монокристаллы кремния, легированные металлами (легирование от нем. сплавлять, от лат. соединяю). Выводы каждый сделает сам.
-
1
арьергард
арьергард
מְאַסֵף ז’
* * *
Русско-ивритский словарь > арьергард
См. также в других словарях:
-
666 — 666: 666 натуральное число. Число зверя число 666 в мистическом понимании 666 год. 666 музыкальная группа из Германии. 666 музыкальная группа из Венгрии. 666 альбом греческой рок группы Aphrodite s Child. DCLXVI (римскими 666) Блэк метал… … Википедия
-
666 — Cette page concerne l année 666 du calendrier julien. Pour l année 666, voir 666. Pour le nombre 666, voir 666 (nombre). Pour les autres significations, voir 666 (homonymie) Années : 663 664 665 666 667 668 … Wikipédia en Français
-
666 — Portal Geschichte | Portal Biografien | Aktuelle Ereignisse | Jahreskalender ◄ | 6. Jahrhundert | 7. Jahrhundert | 8. Jahrhundert | ► ◄ | 630er | 640er | 650er | 660er | 670er | 680er | 690er | ► ◄◄ | ◄ | 662 | 663 | 664 | … Deutsch Wikipedia
-
666 — Este artículo trata sobre el año 666. Para otros usos de este término, véase 666 (desambiguación). Años: 663 664 665 – 666 – 667 668 669 Décadas: Años 630 Años 640 Años 650 – Años 660 – Años 670 Años 680 Años 690 … Wikipedia Español
-
-666 — Cette page concerne l année 666 du calendrier julien proleptique. Années : 669 668 667 666 665 664 663 Décennies : 690 680 670 660 650 640 630 Siècles … Wikipédia en Français
-
666 — yearbox in?= cp=6th century c=7th century cf=8th century yp1=663 yp2=664 yp3=665 year=666 ya1=667 ya2=668 ya3=669 dp3=630s dp2=640s dp1=650s d=660s dn1=670s dn2=680s dn3=690sEvents* Chertsey Abbey is founded. * Barking Abbey is founded. * Wilfrid … Wikipedia
-
666 (число) — 666 шестьсот шестьдесят шесть 663 · 664 · 665 · 666 · 667 · 668 · 669 Факторизация: Римская запись: DCLXVI Двоичное: 1010011010 Восьмеричное: 1232 Шестнадцатеричное: 29A … Википедия
-
666 Satan — 666~サタン~ (666 Satan) Género Acción, aventura Creado por Seishi Kishimoto Editorial Square Enix … Wikipedia Español
-
666 (Begriffsklärung) — 666 steht für: 666, das Jahr Sechshundertsechsundsechzig Sechshundertsechsundsechzig, die Zahl 666, unter anderem die biblische Zahl des Tieres 666 Desdemona, Asteroid 666 – Satan, ein japanischer Comic 666 – Traue keinem, mit dem du schläfst!,… … Deutsch Wikipedia
-
666 (музыкальная группа) — 666 666 Годы 1997 по сей день … Википедия
-
666 (Basstard-und-Kaisa-Album) — 666 Studioalbum von Basstard und Kaisa … Deutsch Wikipedia
Любая магия, хоть “белая”, хоть “черная” – это сатанинское учение и |
26 июня 2015
Просмотров: 12 225
Присвоение числового значения имени, слову или фразе на основе букв
Гематрия (; Иврит : גמטריא или гиматрия גימטריה, множественное число גמטראות или גמטריאות, гематриот) – буквенно-цифровой код назначения числовое значение имени, слова или фразы на основе букв. Одно слово может давать несколько значений в зависимости от используемого шифра .
Гематрия возникла как ассиро-вавилонско-греческая система буквенно-цифрового кода или шифра, которая позже была принята в еврейскую культуру. Подобные системы использовались и в других языках и культурах: раньше – греческая изопсефия, а позже – производные от еврейской гематрии или вдохновленные ею, арабские числа абджад и английская гематрия.
Хорошо известным примером гематрии на иврите является слово חי chai («живой»), которое состоит из двух букв, которые (с использованием присвоений в таблице гадола Mispar, показанной ниже) в сумме получается 18. Это сделало 18 «счастливым числом » среди евреев. Денежные подарки, кратные 18, очень популярны.
Содержание
- 1 Этимология
- 2 Традиционные области использования
- 3 История
- 4 Методы
- 4.1 Стандартное кодирование
- 4.2 Гласные
- 4.3 Другие методы на иврите
- 4.4 Связанные преобразования алфавита
- 5 Абсолютное значение
- 6 Использование в других языках
- 6.1 Ассирийский
- 6.2 Греческая изопсефия
- 6.3 Языки латинского алфавита и английская гематрия
- 6,4 666, Число зверя
- 7 См. Также
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Этимология
Хотя это термин иврит, он может происходить от греческого γεωμετρία geōmetriā, «геометрия », которое использовалось как перевод слова gēmaṭriyā, хотя некоторые ученые полагают, что оно происходит от греческого γραμματεια grammateia «знание написание “. Вероятно, что оба греческих слова повлияли на формирование еврейского слова. Некоторые также считают, что это слово происходит от порядка греческого алфавита, где гамма – третья буква греческого алфавита.
Это слово существует в английском языке, по крайней мере, с 17 века. переводы произведений Джованни Пико делла Мирандола. Хотя это якобы происходит от греческого изопсефии, оно широко используется в еврейских текстах, особенно в тех, которые связаны с Каббалой. Этот термин не встречается в самой еврейской Библии.
Традиционные области использования
Некоторые выделяют две формы гематрии: «открытая» форма, которая преобладает в многие герменевтические методы, встречающиеся в раввинской литературе, и «мистическая» форма, в основном каббалистическая практика. Несколько случаев гематрии на арабском, испанском и греческом языках, написанной еврейскими буквами, упоминаются в трудах Авраама Абулафии ; некоторые хасидские ребби также использовали его, хотя и редко, для идиш.
истории
Некоторые ученые считают возможным, что гематрия зашифрована в еврейской Библии. Например, Исраэль Кноль отметил, что «не исключено, что эта техника была уже известна в библейский период и использовалась специально в религиозном контексте», и выдвинул гипотезу «о том, что представление числовые значения букв не демонстрировались в повседневном использовании в древнем Израиле до того, как эллинистический период может указывать на возможность того, что этот метод был сначала священным секретным знанием, которое хранилось в закрытых кругах “. Виктор Херовиц указывает на «нумерологические принципы организации книги [Притчей]» и демонстрирует, что гематрия имеет месопотамские прецеденты. Стивен Дж. Либерман пишет: «Мы должны признать, что, возможно, такие методы использовались в библейских текстах. Средства были доступны, и если желание присутствовало, то, безусловно, можно было поместить скрытые сообщения в Библию».
A Мишнайский текстуальный источник ясно показывает, что слово гематрия датируется по крайней мере таннаическим периодом:
раввин Элеазар Хисма сказал: законы смешанных подношений птиц и ключ к исчислению дней менструации – это тело галахи. Вычисление равноденствий и гематриота – это приправы мудрости.
Герберт Дэнби в своем переводе Мишны объясняет гематриот следующим образом:
Имеются в виду астрономия и геометрия. Из них Елеазар Чисма, как сообщается, был прилежным учеником. «Гематрия» позже стала обозначать способ нахождения эзотерических значений в словах с помощью числовых значений составляющих их букв.
Однако Дэнби также отмечает случай гематрии последнего вида уже в Мишне Уктзин 3:12.
В Талмуде термин гематрия также используется для обозначения другого понятия: атбаш цифра.
Библейский комментарий, включающий гематрию Баал ха-Турим Иаков бен Ашер.
англиканский ученый Э. В. Буллинджер написал «Число в Священном Писании» (1894) ISBN 0-8254-2204-3 , анализируя как еврейскую, так и греческую гематрию в Ветхом и Новом Завете, хотя его выводы с тех пор был оспорен на основании предвзятости подтверждения и математических несоответствий.
Методы
Стандартное кодирование
В стандартной (Mispar hechrechi) версии гематрии каждой букве дается числовое значение от 1 до 400, как показано в следующей таблице. В варианте гадола Mispar пяти последним буквам даны собственные значения в диапазоне от 500 до 900.
|
|
|
Математическая формула для нахождения соответствующего числа букве в Mispar Gadol: f (x) = (10 ⌊ (x – 1) ÷ 9 ⌋) × (((x – 1) mod 9) + 1) { Displaystyle е (х) = влево (10 ^ { lfloor left (x-1 right) div 9 rfloor} right) times left ( left ( left (x-1 right) mathrm {mod} 9 right) +1 right)}где x – позиция буквы в индексе языковых букв (Reg порядковый номер букв), и используются функции floor и по модулю.
Гласные
Значение гласных иврита обычно не учитывается, но некоторые менее известные методы также включают гласные. Наиболее распространены следующие значения гласных (менее распространенное альтернативное значение, основанное на сумме цифр , дается в скобках):
|
|
|
Иногда названия гласные произносятся по буквам, и их гематрия вычисляется с использованием стандартных методов.
Другие методы на иврите
Существует множество различных методов, используемых для вычисления числового значения отдельных слов, фраз и т. д. на иврите / арамейском языке. целые предложения. Более продвинутые методы обычно используются для наиболее значимых библейских стихов, молитв, имен Бога и ангелов и т. Д. Эти методы включают:
- Mispar Hechrachi (абсолютное значение) – стандартный метод. Он присваивает значения 1–9, 10–90, 100–400 22 буквам иврита по порядку. Иногда его также называют Миспар ха-Паним (лицевое число), в отличие от более сложного Миспар ха-Акхор (обратное число).
- Миспар Гадол (большое значение) считает окончательные формы (софит) Буквы иврита как продолжение числовой последовательности для алфавита, с последними буквами, которым присвоены значения от 500 до 900. Имя Миспар Гадол иногда используется для другого метода, Отийот бэМилуй.
- То же имя, Миспар Gadol, также используется для другого метода, который записывает имя каждой буквы и добавляет стандартные значения результирующей строки. Например, буква алеф пишется как алеф-ламед-пе, что дает ей значение 1 + 30 + 80 = 111.
- Mispar Katan (маленькое значение) вычисляет значение каждой буквы, но усекает все нули. Его также иногда называют Mispar Me’ugal.
- Mispar Siduri (порядковое значение), где каждой из 22 букв присвоено значение от 1 до 22.
- Mispar Bone’eh (стоимость здания, также Revu’a, квадрат) вычисляется путем обхода каждой буквы от начала до конца, добавляя значение всех предыдущих букв и значение текущей буквы к промежуточной сумме. Следовательно, значение слова ачад (один) равно 1 + (1 + 8) + (1 + 8 + 4) = 23 { displaystyle 1+ (1 + 8) + (1 + 8 + 4). = 23}
.
- Mispar Kidmi (предыдущее значение) использует каждую букву как сумму всех предшествующих ей стандартных буквенных значений гематрии. Следовательно, значение Алеф равно 1, значение ставки составляет 1 + 2 = 3, значение Гиммеля равно 1 + 2 + 3 = 6 и т. Д. Оно также известно как Миспар Мешулаш (треугольное или тройное число).
- Миспар П’рати вычисляет значение каждой буквы как квадрат ее стандартного значения гематрии. Следовательно, значение Алеф составляет 1 × 1 = 1, значение ставки 2 × 2 = 4, значение гиммеля составляет 3 × 3 = 9 и т. Д. Оно также известно как Миспар ха-Меруба ха-Прати.
- Миспар ха-Меруба ха-Клали – это квадрат стандартного абсолютного значения каждого слова.
- Миспар Мешулаш вычисляет значение каждой буквы как куб от их стандартного значения. Этот же термин чаще используется для Миспар Кидми.
- Миспар ха-Акхор – Значение каждой буквы – это ее стандартное значение, умноженное на позицию буквы в слове или фразе в возрастающем или убывающем порядке. Этот метод особенно интересен, потому что результат чувствителен к порядку букв. Его также иногда называют Миспар Мешулаш (треугольное число).
- Миспар Миспари обозначает стандартные значения каждой буквы их еврейскими названиями («Ахад» (один) – 1 + 8 + 4 = 13 { displaystyle 1 + 8 + 4 = 13}
и т. д.), а затем складывает стандартные значения полученной строки.
- Otiyot beMilui («заполненные буквы», также известные как Mispar gadol или Mispar Shemi), использует значение каждой буквы как равное значению ее имени. Например, буква Алеф имеет значение (1 + 30 + 80) = 111 { displaystyle (1 + 30 + 80) = 111}
, ставка (2 + 10 + 400) = 412 { displaystyle (2 + 10 + 400) = 412}
и т. Д. Иногда одна и та же операция применяется рекурсивно два или более раз. В варианте, известном как Otiyot pnimiyot (внутренние буквы), первая буква в написанном имени опускается, поэтому значение Alef становится 30 + 80 = 110.
- Mispar Ne’elam (скрытое число) записывает название каждой буквы без самой буквы (например, «Leph» вместо «Aleph») и складывает значение полученной строки.
- Mispar Katan Mispari (интегральное уменьшенное значение) используется там, где общее числовое значение слова сокращается до одной цифры. Если сумма значений превышает 9, целые значения суммы многократно складываются для получения однозначного числа. Одно и то же значение будет получено независимо от того, являются ли абсолютные значения, порядковые значения или уменьшенные значения, которые подсчитываются описанными выше методами.
- Mispar Misafi добавляет количество букв в слове или фраза к их гематрии.
- Колел – это количество слов, которое часто добавляется к гематрии. В случае одного слова стандартное значение увеличивается на единицу.
Связанные преобразования алфавита
В рамках более широкой темы гематрии включены различные преобразования алфавита, в которых одна буква заменяется другой на основе логической схемы :
- Атбаш заменяет каждую букву в слове или фразе противоположными буквами. Противоположные буквы определяются путем замены первой буквы еврейского алфавита (Алеф) последней буквой (Тав), второй буквы (Бет) предпоследней (Шин) и т. Д. Результат можно интерпретировать как секретное сообщение. или рассчитывается стандартными методами гематрии. Несколько экземпляров Атбаша уже встречаются в еврейской Библии. Например, см. Иеремия 25:26 и 51:41, с Таргум и Раши, в котором имя ששך («Шешек») считается представляют בבל (Вавилон ).
- Альбам – алфавит разделен пополам, по одиннадцать букв в каждой части. Первая буква первой серии заменяется первой буквой второй серии, второй буквой первой серии для второй буквы второй серии и т. д.
- Ачби делит алфавит на две равные группы по 11 букв. Внутри каждой группы первая буква заменяется последней, вторая – 10-й, и т. д.
- Аяк Бакар заменяет каждую букву другой, значение которой в 10 раз больше. Последние буквы обычно обозначают числа от 500 до 900. Тысячи сокращаются до единиц (1000 становится 1, 2000 становится 2 и т. Д.)
- Офаним заменяет каждую букву последней буквой своего имени (например, «Фе» вместо «Алеф»).
- Акхас Бета делит алфавит на три группы по 7, 7 и 8 букв. Ea Буква ch циклически заменяется соответствующей буквой следующей группы. Буква Tav остается прежней.
- Avgad заменяет каждую букву следующей. Тав становится Алеф. Также используется обратная операция.
Большинство вышеупомянутых методов и шифров перечислено раввином Моше Кордеверо.
Некоторые авторы предоставляют списки из 231 различных заменяющих шифров, связанных с 231 мистическими воротами. Сефер Йецира.
В каббалистической литературе используются десятки других гораздо более продвинутых методов без каких-либо конкретных имен. В одной статье «Мисс Оксфорд 1822» перечислено 75 различных форм гематрии. Некоторые известные методы являются рекурсивными по своей природе и напоминают теорию графов или сильно используют комбинаторику. Раввин Элазар Рокич часто использовал умножение вместо сложения для вышеупомянутых методов. Например, составление букв слова и последующее умножение квадратов каждого буквенного значения в результирующей строке дает очень большие числа порядка триллионов. Орфографический процесс можно применять рекурсивно, пока не будет найден определенный шаблон (например, все буквы слова «Талмуд »); затем вычисляется гематрия полученной строки. Тот же автор также использовал суммы всех возможных уникальных комбинаций букв, которые в сумме дают значение данной буквы. Например, буква Hei, имеющая стандартное значение 5, может быть получена путем объединения 1 + 1 + 1 + 1 + 1 { displaystyle 1 + 1 + 1 + 1 + 1 }, 2 + 1 + 1 + 1 { displaystyle 2 + 1 + 1 + 1}
, 3 + 1 + 1 { displaystyle 3 + 1 + 1}
, 4 + 2 { displaystyle 4+ 2}
, 2 + 2 + 1 { displaystyle 2 + 2 + 1}
или 2 + 3 { displaystyle 2 + 3}
, что в сумме на 30 { displaystyle 30}
. Иногда комбинации повторяющихся букв недопустимы (например, 2 + 3 { displaystyle 2 + 3}
допустимо, но 3 + 1 + 1 { displaystyle 3 + 1 + 1 }
нет). Сама исходная буква также может рассматриваться как допустимая комбинация.
Варианты написания некоторых букв могут использоваться для создания наборов различных чисел, которые можно складывать или анализировать отдельно. Множество различных сложных формальных систем и рекурсивных алгоритмов, основанных на графоподобном структурном анализе названий букв и их отношений друг с другом, модульной арифметике, поиске по образцу и других высокоразвитых методах, находятся в «Сефер ха-Малхут» раввина Давида ха-Леви из долины Драа, испано-марокканского каббалиста XV – XVI веков. Методы раввина Давида ха-Леви также учитывают числовые значения и другие свойства гласных.
Каббалистическая астрология использует некоторые специфические методы для определения астрологических влияний на конкретного человека. Согласно одному из методов, гематрия имени человека добавляется к гематрии имени его или ее матери; результат затем делится на 7 и 12. Остаток обозначает конкретную планету и знак зодиака.
Абсолютное значение
Наиболее распространенная форма еврейской гематрии используется в Талмуде и Мидраш, а также подробно многие постталмудические комментаторы. Он включает в себя чтение слов и предложений как чисел, присвоение числового, а не фонетического значения каждой букве еврейского алфавита. Когда они читаются как числа, их можно сравнивать и противопоставлять другим словам или фразам – ср. еврейская пословица נכנס יין יצא סוד (nichnas yayin yatza sod, букв. «вино вошло, тайна вышла», то есть «in vino veritas»). Гематрическое значение יין («вино») составляет 70 (י = 10; י = 10; ן = 50), и это также гематрическое значение וד («секрет», ס = 60; ו = 6; ד = 4.
Использование в других языках
Ассирийский
Первое засвидетельствованное использование гематрии встречается в надписи ассирийского правителя Саргона II (727–705 г. до н.э.), в котором говорится, что царь построил стену в Хорсабаде длиной 16 283 локтя, чтобы соответствовать числовому значению своего имени.
Греческая изопсефия
Гематрия или изопсефия была заимствована из греческого языка, вероятно, вскоре после принятия ими семитской системы письма.
Сохранившиеся примеры употребления на греческом языке взяты в основном из христианской литературы и, в отличие от в раввинских источниках, всегда прямо указывается, что они используются.
Утверждалось, что Платон (ок. 427–347 до н.э.) предлагает обсуждение гематрии «в ее простейших формах» в Кратил, где, как говорят, он утверждал, что «основная сила имени вещи – это т. o быть найденным в его числовом значении, и что слова и фразы с одинаковым числовым значением могут быть заменены в контексте без потери смысла “. Однако прямой обзор Кратила показывает, что Платон не делал таких заявлений и что гематрия не обсуждается в нем ни явно, ни косвенно. Что можно более точно заявить, так это то, что обсуждение Платона в «Кратиле» включает взгляд на слова и имена как относящиеся (более или менее точно) к «сущностной природе» человека или объекта, и что эта точка зрения могла повлиять – и является в центре – греческая гематрия.
языки с латинским шрифтом и английская гематрия
Языки с латинским шрифтом демонстрируют заимствование методов гематрии, относящихся к раннему средневековью после использования утратил силу после распада Римской империи в V веке.
666, Число Зверя
Многие исследователи связывают «Число Зверя », упоминаемое в Книге Откровений Новый Завет с еврейской гематрией, использовавшейся первыми христианами из евреев. Согласно такой интерпретации, рассматриваемое число, шестьсот шестьдесят шесть (666; см. Откровение 13:18 ), первоначально относилось к римскому императору того времени, Нерону Цезарю. Греческая версия имени Нерона (Neron Kaisar) транслитерирует на иврит как נרון קסר (NRON QSR) и дает числовое значение 666 (50 + 200 + 6 + 50 + 100 + 60 + 200 = 666 { displaystyle 50 + 200 + 6 + 50 + 100 + 60 + 200 = 666}). Аналогичным образом, ранний текстовый вариант 616 можно рассчитать, используя латинскую версию имени Нерона (Nero Cæsar), которая транслитерируется на иврит как נרו קסר (NRO QSR) – (50 + 200 + 6 + 100 + 60 + 200 = 616 { displaystyle 50 + 200 + 6 + 100 + 60 + 200 = 616}
).
См. Также
Математический портал
Портал иудаизма
Азиатский портал
Древнегреческий портал
Портал Древнего Рима
Исторический портал
Языковой портал
Религиозный портал
- О тайне букв
- Библейский код
- Библейская нумерология
- Хронограмма
- Английская каббала
- Еврейские цифры
- Гороавасе
- Греческие цифры
- Иконичность
- ‘Ильм аль-Хуруф
- Система Катапаяди
- Коллель
- Таблица Мазерса
- Нотарикон
- Числа в китайской культуре
- Числа на разных языках
- Числа в египетской мифологии
- Числа в скандинавской мифологии
- Римские цифры
- Значение чисел в иудаизме
- Темура (Каббала)
- Теоматика
- Непереводимость
Примечания
Ссылки
- Кляйн, Эрнест, Д. r., Комплексный этимологический словарь английского языка: Работа с происхождением слов и развитием их смысла, таким образом, иллюстрируя историю и цивилизацию культуры, Elsevier, Oxford, 7-е изд., 2000
- Дэвис, Уильям Дэвид Эллисон, Дейл С., Критический и экзегетический комментарий к Евангелию от Святого Матфея, Continuum International Publishing Group, 2004
- Acres, Кевин, Образцы целостности данных в Торе: рассказ о первозданном, совершенном и трансцендентные числа, Research Systems, Мельбурн, 2004 [2]
- Клоусон, Кальвин К., Математические тайны: красота и магия чисел, Perseus Books, 1999
- Дэвис, Джон Дж. Библейский Нумерология. Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер Букс, 1968.
- Хьюз, Дж. П., Суггестивная гематрия, Холмс, 2008
- Бытие Рабба 95: 3. Земля Израиля, 5 век. Перепечатано, например, в Midrash Rabbah: Genesis. Перевод Х. Фридман и Морис Саймон. Том II, Лондон: The Soncino Press, 1983. ISBN 0-900689-38-2 .
- Второзаконие Рабба 1:25. Земля Израиля, 5 век. Перепечатано, например, в Мидраше Раба: Левит. Перевод Х. Фридмана и Мориса Саймона. Том VII, Лондон: The Soncino Press, 1983. ISBN 0-900689-38-2 .
- Лоуренс, Ширли Блэквелл, Тайная наука нумерологии – Скрытый смысл чисел and Letters, New Page Books, 2001
- Меннингер, Карл. Числовые слова и цифровые символы: культурная история чисел. Кембридж: MIT Press, 1969.
- Ратзан, Ли, Понимание информационных систем: что они делают и зачем они нам нужны, ALA Editions, 2004
- Рон, Джонатан Д. Открытие гематрии: фундаментальный экзегезис и основной словарь. 1968 с. Гематрия Паблишинг, 2008.
- Сефер хамилим. Конкорданзия хахадаш (лекол ха Танах ). Мемориал Лебовиц-Кест, компактная библиотека Бней-Тора, напечатано в Израиле
- Цайтлер, Уильям. Музыкальная гематрия. Musica Arcana, 2013, ISBN 978-1-940630-02-1
.
В этой статье дается интерпретация числа 666 с точки зрения Каббалы, а заодно указывается, какова его роль в магии. Известно, что оно получило дурную репутацию благодаря христианству, в котором оно ассоциируется со всем темным и дьявольским. С другой стороны, в магии Телемы оно воспринимается как очень важное число. Алистер Кроули, основатель Телемы и автор «Книги Закона», отождествлял себя с «великим зверем» из Откровения Иоанна и с относящимся к нему числом 666. Во введении к своей книге «Магия в теории и на практике» он пишет о себе следующее:
«Еще не достигнув отроческих лет, я уже знал, что я – Зверь, число которого 666. Я еще не до конца понимал, что это значит, – было лишь страстное экстатическое чувство тождества. Hа третьем году учебы в Кембридже я сознательно посвятил себя Великому Деланию, то есть созданию из себя духовного существа, свободного от противоречий, случайностей и иллюзий материальной жизни».
Позже Кроули развил это раннее ощущение, превратив его в концепцию, которая стала частью его магической системы. Однако, чтобы освободиться от вульгарных ассоциаций, связанных с числом 666, и по-настоящему глубоко понять его сакральный смысл, необходимо обратиться к традиционным источникам оккультных знаний.
Числовые значения еврейских букв
Как известно, каждая из букв еврейского алфавита не только передает звук, но и обладает числовым значением (т. наз. «гематрией»). Первые девять букв выражают единицы, следующие в том же порядке от 1 до 9. Затем идут девять букв, выражающие десятки от 10 до 90, и наконец, остаются еще четыре буквы, которые имеют значения 100, 200, 300 и 400.
Однако, у пяти из этих 22 букв имеется еще одно начертание, которое используется в тех случаях, когда эта буква оказывается последней в слове. Эти пять называются «конечными буквами» (софитами). Такие дополнительные формы есть у Каф, Мем, Нун, Пей и Цади. Вместе они дополняют общее количество букв в алфавите до 27. Поэтому после единиц и десятков остаются еще девять букв, выражающих сотни от 100 до 900.
Существует система, известная в Каббале как «Аик Бехер», согласно которой буквы распределяются по десяти сфирот. Каждая сфира – это уровень распространения божественного света от Источника до сотворенного мира. Подробно останавливаться на значении каждой из них было бы здесь неуместно. Достаточно сказать, что они представляют качества или принципы, через которые Бог проявляется в творении (подробнее о еврейских буквах и, в частности, о буквах божественного имени можно прочесть в моей статье “О буквах имени Бога“).
Буквы принадлежат той или иной сфире в зависимости от своих гематрий. Согласно системе Аик Бехер мы можем отбросить нуль (или два нуля) на конце числа, чтобы получить одну из девяти цифр, и она будет соотноситься со сфирой, имеющей тот же номер. Следующая таблица показывает распределение всех букв в этой системе.
Сфира | 1-я буква | 2-я буква | 3-я буква |
Кетер | א Алеф = 1 | י Йуд = 10 | ק Куф = 100 |
Хохма | ב Бет = 2 | כ Каф = 20 | ר Рейш = 200 |
Бина | ג Гимел = 3 | ל Ламед = 30 | ש Шин = 300 |
Хесед | ד Далет = 4 | מ Мем = 40 | ת Тав = 400 |
Гвура | ה Ѓей = 5 | נ Нун = 50 | ך Каф (кон.) = 500 |
Тиферет | ו Вав = 6 | ס Самех = 60 | ם Мем (кон.) = 600 |
Нецах | ז Заин = 7 | ע Аин = 70 | ן Нун (кон.) = 700 |
Ѓод | ח Хет = 8 | פ Пей = 80 | ף Пей (кон.) = 800 |
Есод | ט Тет = 9 | צ Цади = 90 | ץ Цади (кон.) = 900 |
Малхут |
Таким образом, буквы Алеф, Йуд и Куф (имеющие значения 1, 10 и 100) принадлежат первой сфире – Кетер. Буквы Бет, Каф и Рейш (2, 20 и 200) относятся ко второй – Хохма и т. д. Именно по названию этих первых шести букв весь метод такого распределения и получил свое название (Аик Бехер = איק בכר).
Существует два различных подхода к вопросу о том, какой именно сфире соответствует каждая из букв. Связано это с тем, что кроме известных десяти есть еще одиннадцатая сфира Даат. Как правило, она никогда не выступает одиннадцатой в буквальном смысле, поскольку вся структура должна непременно строиться на числе десять. Один из древнейших источников Каббалы, Сефер Ецира, однозначно гласит (1:4): «Десять сфирот непостижимых – десять, а не девять; десять, а не одиннадцать». Обычно в случаях, когда из рассмотрения исключается Кетер в виду его абстрактности и непостижимости для сотворенного сознания, на смену ему приходит Даат, расположенная под Хохмой и Биной.
В традиционных еврейских источниках по Каббале можно встретить вариант Аик Бехер, при котором буквы распределяются, начиная со сфиры Хохма. Тогда Алеф попадает в Хохму, Бет – в Бину, Гимел – в Даат, а следующие за ними оказываются на тех же позициях, в которых они были в приведенной выше таблице. Этот вариант не принимает в расчет высшую сфиру Кетер. В частности, такое распределение приводится в книге «Древо Жизни» (עץ חיים, вр. 24, гл. 6) рава Хаима Виталя. В нем буквы-единицы относятся к «внутренним» сфирот Зеир Анпина, десятки – к его «средним» сфирот, а сотни – к «внешним».
Другой вариант, на котором построена данная выше таблица и в котором первая буква попадает в Кетер, является более широко известным и общепринятым. В оккультизме он известен под названием «Каббала девяти камер» (Qabalah of Nine Chambers), поскольку расставляет все буквы по девяти различным ячейкам. По-видимому, этот метод использовался в ордене «Золотой Зари», по крайней мере, на раннем этапе его существования и оформления его техник и ритуалов. Исраэль Регарди в своей книге «Полная система Золотой Зари» (The Complete Golden Dawn) свидетельствует, что к моменту, когда он проходил свое обучение в ордене, эти сведения уже не преподавались и были исключены из учебных лекций. Однако, не стоит забывать, что Регарди учился не в первоначальном ордене, а в одной из групп, возникших в результате его раскола, – в «Утренней Звезде» (Stella Мatutina), которая, вероятно, унаследовала учение ордена не в полной мере.
В своей работе Регарди приводит метод Аик Бехер и объясняет его применение для выведения знаков разумов и духов из магических квадратов[1]. Отсутствие этих данных в «Утренней Звезде» он связывает со своеобразной деградацией, которая произошла после распада первоначального ордена. В любом случае очевидно, что этот метод, как и многие другие технические приемы Каббалы для работы с буквами, был хорошо известен в оккультизме в целом и в «Золотой Заре» в частности. Кроули, который помимо своей богатой эрудиции в различных областях был в молодости еще и адептом этого ордена, несомненно знал о распределении букв по сфирот.
Важно отметить, что различия между двумя вариантами Аик Бехер затрагивают лишь три верхние сфиры. Из-за отсутствия Кетера (в варианте Хаима Виталя и Ари) все буквы, сводящиеся к цифрам 1, 2 и 3, сдвигаются на одну ячейку. Но начиная со сфиры Хесед и далее буквы распределяются совершенно одинаково в обоих этих вариантах. Поэтому, применяя данный метод, в сфире Тиферет мы в любом случае получим буквы Вав, Самех и Мем-софит. Первая из них имеет числовое значение, равное 6, вторая – 60, а третья – 600. В сумме они дают 666.
Зверь из Нового Завета
После того, как в Откровении Иоанна говорится о звере, который будет совершать чудеса, и которому станет поклоняться народ, автор завершает главу следующими словами (Откровение 13:17-18):
«И никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть».
Очевидно, автор здесь ссылается на расчет гематрии. Говоря «число имени его», он подразумевает тот факт, что буквы, из которых составляются имена, имеют числовые значения. Следовательно, если у нас есть предполагаемое имя, принадлежащее этому зверю, мы можем проверить его, вычислив сумму гематрий его отдельных букв.
Тот факт, что в тексте это число названо «человеческим», приводил ранних комментаторов к выводу, что речь идет не об абстрактной силе или принципе, а о конкретной персоне – правителе, полководце или проповеднике и т. п. На заре христианства существовала версия, что этим «зверем» является ни кто иной, как римский император Нерон. Если записать на иврите слова «император Нерон», получится נרון קסר. Общая гематрия действительно дает 666.
Стоит отметить, что Нун-софит в имени Нерон (נרון) должна иметь гематрию 700. Но очень часто буквам-софитам приписываются те же числовые значения, что и обычным буквам. Фактически, за каждой конечной буквой закреплено два числа, которые она выражает.
Нерон, как известно, был очень непредсказуемым и жестоким императором, который беспощадно расправлялся с ранними христианами. Неудивительно, что многие в ту пору хотели именно в нем увидеть описанного апостолом зверя. Однако, Нерон умер, а мир продолжал развиваться, как и прежде, – все обещанные в Откровении предсказания не осуществились. Точно так же и остальные исторические персонажи последующих эпох, каждого из которых церковные деятели в свое время считали апокалиптическим зверем, не «оправдали» возложенных на них ожиданий.
Так можно ли понять текст Откровения иначе? Что означает упоминание о том, что число 666 является «человеческим»?
В предыдущем разделе мы уже выяснили, что это число соответствует сфире Тиферет на каббалистическом древе жизни. Нужно учитывать, что сфирот не являются отдельными сущностями, но в своей совокупности представляют собой скорее систему координат, позволяющую описать различные силы через их соотношения друг с другом. В зависимости от того, какой масштаб и какую ситуацию мы будем рассматривать, в каждую из сфирот могут попасть совершенно разные объекты. Как правило, высшая божественная воля связывается со сфирой Кетер. Затем Хохма и Бина, как два противоположных начала, прокладывают путь к ее реализации. Они становятся, как называют их каббалисты, Отцом и Матерью и вместе рождают Сына. Этот Сын включает шесть сфирот, начиная с Хеседа и заканчивая Есодом. Однако, главным образом он всегда ассоциируется со сфирой Тиферет, которая является его сутью и жизненным центром.
Так происходит переход от божественной воле к человеческой. Фактически, Тиферет является праобразом сотворенного человека. В Каббале этот Сын называется «Малым Ликом» (Зеир Анпин, или Микропрозоп, как называли его латинские переводчики Каббалы). Его же часто именуют в книгах «высшим человеком», подразумевая, что по его образу в дальнейшем происходит сотворение «низшего человека» – каждого из нас, живущих на земле в материальном теле.
Таким образом, выражение из Нового Завета можно было бы точнее перевести как «число человека». Это число сфиры Тиферет, которая представляет то место в системе духовных сил, которое человек занимает по отношению к воле Бога. Этот «высший человек», Зеир Анпин, оказывается в самом центре всей сфиротической структуры, поскольку именно от него зависит то, как божественная воля реализуется в сотворенном мире.
У еврейских каббалистов эта же мысль находила дополнительное подтверждение благодаря анализу имен, принадлежащих каждой из сфирот. Существует четыре основных транскрипции Тетраграммы – священного имени Бога, которое записывается четырьмя еврейскими буквами Йуд-Ѓей-Вав-Ѓей (обычно в устной речи его произносят как Авая). Эти транскрипции (или, как их называют, «наполнения») получаются за счет изменений в написании отдельных букв. Каждая из них раскрывается в виде нескольких (2-х или 3-х) букв, и таким образом, у нас получается более длинный буквенный ряд, который также имеет свою гематрию. Следующая таблица поможет обобщить эти сведения.
Сфира | Парцуф
(проявление Бога) |
Транскрипция имени | Гематрия | Прочтение |
Кетер | Большой Лик | |||
Хохма | Отец | יוד הי ויו הי | ע”ב = 72 | АБ |
Бина | Мать | יוד הי ואו הי | ס”ג = 63 | САГ |
Тиферет | Сын (Малый Лик) | יוד הא ואו הא | מ”ה = 45 | МА |
Малхут | Дочь | יוד הה וו הה | ב”ן = 52 | БАН |
Чаще всего в книгах не приводят полную транскрипцию Тетраграммы, а используют краткое обозначение, основанное на ее гематрии. К примеру, говорят, что Хохме соответствует имя АБ. За этим слогом стоит число 72, выражаемое еврейскими буквами Аин и Бет (ע”ב). Точно так же сфира Тиферет связана с именем МА. Его числовое значение равно 45, что совпадает с гематрией слова «Адам» (אדם), означающего «человек».
Этим каббалисты обосновывают тот факт, что именно сфира Тиферет заслуживает названия «человек». Теперь уже несложно сделать последний шаг в рассуждении и придти к выводу, что автор Откровения, называя число 666 «человеческим», вполне мог иметь в виду его принадлежность к сфире Тиферет. Хотя нет ясных доказательств того, что известная нам сегодня классическая система сфирот уже была оформлена и существовала в эпоху написания Нового Завета, тем не менее некая аналогичная схема, очевидно, имела место. Как мы увидим далее, те же самые соотношения, какие отражены древом сфирот, применимы и к планетам солнечной системы. Вне зависимости от конкретных названий сама идея ступеней, образующих иерархию между Богом и сотворенным миром, и группировка этих ступеней по тем же принципам, как это делает Каббала, была свойственна еврейской (а значит, и христианской) мистике с древних времен.
Сфирот и планеты
С древних времен в астрологии было принято выстраивать планеты в последовательность, основанную на скорости их обращения вокруг Солнца (или вокруг Земли, что в данном случае не имеет принципиального значения). Эта последовательность, известная как «халдейский ряд», была одинаково принята в древнем Вавилоне, у греков, египтян и евреев. В ней планеты идут в следующем порядке, начиная с самой быстрой и близкой к Земле: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Некоторые тут же отметят, что Солнце вовсе не является планетой, а Луна, в отличие от остальных, – всего лишь спутник Земли. Но для астрологии это неважно: каждое небесное тело оказывает определенное влияние на жизнь людей, и потому все они выступают примерно на равных правах.
В таком же порядке планеты распределяются по сфирот. Малхут, последняя и самая нижняя сфира, всегда считается приемником воздействий свыше. А значит, для нас, живущих на Земле, именно наша планета окажется в этой роли. Все остальные небесные тела для нас являются передатчиками, а не приемниками воздействий – они будут занимать места в более высоких сфирот каббалистического древа. Диаграмма на следующей странице показывает их расположение.
Итак, располагая планеты снизу вверх – от самой близкой к Земле до самой отдаленной – мы получаем модель, которая отражает их астрологические свойства и характеристики. Ведь, как известно, Сатурн и Марс считаются «злыми» планетами, Юпитер и Венера – «добрыми», а светила (Солнце и Луна) могут играть различные роли в зависимости от ситуации. Это деление на «злых» и «добрых» довольно упрощенно – при серьезном астрологическом анализе большее значение будет иметь пребывание планеты в подходящем или неподходящем для нее знаке и особенно аспектация планет относительно друг друга. Однако, базовые характеристики из-за этого не отменяются.
На схеме сфирот мы также видим Сатурн и Марс в левой линии, традиционно ассоциируемой с силой суда, ограничения и суровости. Юпитер и Венера попадают в правую линию, где царит милосердие и доброта. А Солнце и Луна оказываются посередине, занимая умеренную позицию между милосердием и судом, что отражает их изначально нейтральные качества. Меркурий в средневековой астрологии нередко считался злым, хотя его «злобность» значительно уступает по своей силе Сатурну и Марсу. Поэтому он занимает место слева, но в самом низу своей линии (нижняя позиция всегда слабее верхней – это также справедливо для правой и средней линий).
Эта же схема, если ее детально изучать, открывает огромные пласты ценнейшей духовной и астрологической информации. К примеру, в ней отражены противостояния планет по обителям и экзальтациям, видны треугольники стихийных элементов, закономерности при переходах между цветовыми окрасками для планет и знаков Зодиака и т. д. Однако, в рамках данной статьи нас в первую очередь будут интересовать числа. С ними тесно связано понятие «магических квадратов».
Магические квадраты
Представим себе квадрат, состоящий из определенного числа N клеток или ячеек, в которые вписаны числа от 1 до N. Магическим он будет считаться в том случае, если сумма чисел в каждой его строке, столбце и диагонали будет одинаковой. Такие квадраты используются в магии при создании камей и талисманов, а также для получения печатей духов и разумов, правящих планетами.
Порядком магического квадрата называется число ячеек в отдельно взятой строке. Чем выше его порядок, тем больше существует возможностей вписать в него числа таким образом, чтобы они удовлетворяли поставленному выше требованию. Минимальный порядок магического квадрата равен 3. Если бы мы захотели сделать квадрат порядка 1, то в нем была бы всего одна ячейка, и разговор о равенстве сумм строк и столбцов был бы лишен смысла. А для квадрата порядка 2 (в котором будет 4 ячейки) невозможно расставить числа так, чтобы сделать его магическим.
Эти простейшие математические факты идут в полном согласии с тем, что планеты начинаются именно с третьей сфиры на древе Каббалы. У каждой планеты есть свой квадрат, передающий ее характеристики и позволяющий вывести печати ее разумов и духов. Для сфирот Кетер (1) и Хохма (2) мы никак не можем сделать магических квадратов, и потому никаких планет за ними не закреплено. Традиционно Хохма соотносится со сферой Зодиака или с неподвижными звездами, а Кетер – с перводвигателем (а иногда с суточным обращением Земли, которое в древней астрономии считалось зависящим от движения самой внешней и дальней сферы).
Только начиная с Бины (3) возникает возможность создать магический квадрат. Здесь мы встречаем самую отдаленную от Земли планету – Сатурн. Современная астрономия знает и более далекие планеты – например, Уран, Нептун и т. д. Однако, астрологически их влияния складываются из тех, что присущи семи «классическим» планетам[2]. Поэтому, как правило, для этих дальних планет не выделяют места на древе сфирот.
Итак, каждой из планет соответствует магический квадрат, порядок которого равен номеру сфиры. Для Сатурна (Бина, 3-я сфира) это будет квадрат из 9 ячеек (32), сумма чисел в каждой строке и столбце которого даст 15. Подобным же образом можно построить квадраты для Юпитера, Марса и остальных планет. Для Солнца (Тиферет, 6-я сфира) порядок квадрата будет равен 6. Количество ячеек в нем (62) составит 36. В каждой строке, столбце и диагонали в сумме мы найдем 111, а общая сумма чисел всего квадрата окажется равной 666.
Сведения об этих квадратах, а также о связанных с ними планетных духах хорошо известны в оккультизме. Среди классических источников их в полном объеме приводит Г. К. Агриппа в своей «Оккультной философии» (кн. 2, гл. 22). В еврейской Каббале их можно встретить у рава Йосефа Цаяха[3]. Ниже дается квадрат Солнца в том виде, как его изображают на талисманах (взято из «Оккультной философии»).
Слева он заполнен числами, а справа – еврейскими буквами, выражающими те же числа своей гематрией. Именно квадрат с буквами помогает составить печати духов. Для этого на нем отыскивается ячейка, в которой содержится первая буква его имени. От нее проводится линия к ячейке со второй буквой и т. д., пока линия не доходит до ячейки с последней буквой в имени духа. Если какая-то буква в квадрате отсутствует, вместо нее берется буква с меньшим числом, принадлежащая той же сфире согласно порядку Аик Бехер. Полученный рисунок в виде ломаной линии как раз и является искомой печатью.
Что касается имен, буквы которых соединяются линией, они известны из традиции и всегда по своей гематрии равны либо суммарному числу в строке квадрата, либо общей сумме всех вписанных в него чисел. Для квадрата Солнца имя разума – Нахиэль (נכיאל), которое дает число 111 (сумма в отдельной строке). Имя духа – Сорат (סורת), дающее число 666 (сумма во всем квадрате).
Разумы планет считаются добрыми и благотворными сущностями, тогда как духи – злыми и враждебными. Таким образом, Сорат, дух Солнца, число которого 666, вполне может быть аналогом того самого «зверя», о котором повествует Откровение Иоанна.
«Солнце и щит»
Если мы продолжим анализировать различные формы символизма, которыми священные книги окружили образ Солнца (и соответственно сфиры Тиферет), то будем и дальше встречать число 666. В качестве дополнительного примера можно привести выражение из Теилим (84:12): «Ибо Солнце и щит – Бог Всесильный». Здесь используются два божественных имени – Авая (יהוה, «Бог») и Элоѓим (אלהים, «Всесильный»).
У мудрецов Талмуда существовало представление о том, что Солнце окружено неким чехлом или футляром, который ослабляет его лучи, позволяя живым существам на Земле воспринимать их, не получая вреда. Некоторые утверждали, что в будущем этот футляр будет снят, и тогда Солнце засияет во всей своей мощи. Упоминание об этом встречается в трактате Недарим (8 б):
«Раби Шимон бен Лакиш сказал: В будущем мире не будет ада, но Святой, благословен Он, достанет Солнце из футляра – праведники будут исцелены им, а грешники будут наказаны им, как сказано: “И воссияет вам, трепещущие перед именем Моим, Солнце справедливости с исцелением на крыльях своих”»[4].
Каббалисты связывали этот же футляр Солнца с тем щитом, что упомянут выше. Соотношение имени Элоѓим с именем Авая аналогично тому, какую роль этот щит играет по отношению к Солнцу. В книге «Тания» приводится следующее объяснение[5]:
«Написано: “Ибо Солнце и щит – Бог Всесильный”. Суть в том, что щит – это футляр, защищающий от Солнца, чтобы сотворенные существа могли его выдержать, как об этом говорили мудрецы… И как футляр защищает от Солнца, так имя Элоѓим защищает от имени Авая».
Иными словами, божественный свет имени Авая (Тиферет) – настолько великий и яркий, что не оставляет места для творения. Если бы он сиял во всей своей силе, было бы очевидно, что в мире действует лишь одна Воля, и все существа – не более, чем ее частные проявления. Однако, для того, чтобы человек мог раскрыть для себя этот свет как благо, ему необходимы условия относительного затемнения, в которых он будет чувствовать собственную волю как самобытную и автономную и продолжит развиваться, пока не станет готов принять божественный свет во всей полноте. Имя Элоѓим (в данном случае Малхут) как раз и служит средством такого затемнения.
Из этой аналогии видно, что «Солнце» – это имя Авая, а «щит» – имя Элоѓим. Если теперь сложить гематрии слова «Солнце» (שמש = 640) и Авая (יהוה = 26), вместе они дадут 666.
Итак, мы отыскали число «великого зверя» в сфире Тиферет тремя различными способами. Во-первых, буквы Вав, Самех и Мем-софит, расположенные в этой сфире согласно методу Аик Бехер, вместе дали 666. Во-вторых, общая сумма в магическом квадрате Солнца вновь указала нам на это число. Оно же принадлежит духу Солнца – Сорату, который является эквивалентом зверя из Откровения Иоанна. В-третьих, сумма гематрий самого слова «Солнце» (на иврите) и имени Авая еще раз привела к тому же числу. После этого не остается сомнений в том, что между 666 и сфирой Тиферет имеется сущностная и глубокая связь, и что все эти совпадения не являются простыми случайностями.
Буквы Вав-Самех-Мем и ритуалы «Золотой Зари»
Если вернуться к распределению букв, полученному с помощью метода Аик Бехер, и графически проанализировать полученный результат, сразу бросается в глаза, что именно буквы Вав-Самех-Мем, относящиеся к Тиферету, образуют наиболее ясную и симметричную фигуру. Вав изображается в виде простой вертикальной линии, Самех представляет собой круг или немного вытянутый по вертикали эллипс, а Мем-софит выглядит как квадрат[6].
Если вписать их друг в друга, поставив первую (и наименьшую по гематрии) букву в центр, а последнюю (с наибольшей гематрией) – на периферию, получится сильный магический знак.
Любые попытки проделать такую же операцию с буквами других сфирот не дадут столь блестящего результата. Если взять, к примеру, Алеф-Йуд-Куф в Кетере или Гимел-Ламед-Шин в Бине, их никак не удастся вписать друг в друга, получив нечто целостное и симметричное. Желающие поэкспериментировать в данной области легко подтвердят этот вывод в отношении всех остальных сфирот.
Неудивительно, что для магических операций получившийся знак Тиферета оказывается наиболее эффективным. По сути он выражает самого человека в окружении духовных сил. Как уже было показано выше (см. раздел «Зверь из Нового Завета»), сфира Тиферет несет в себе то же число, что и у слова «Адам», означающего человека. Она подчеркивает роль человека как мага, как Божьего сына, как Микропрозопа, создающего собственный внутренний, субъективный мир, который будет отражать в себе внешнюю, объективную Вселенную. Этот маг призван управлять силами природы и вести их к совершенству.
В оккультизме этот образ отчасти выражен картой «Маг» в большом аркане Таро. Для дополнительной иллюстрации приведем цитату из «Учения и ритуала высшей магии» (кн. 1, гл. 1) Элифаса Леви:
«На первой странице книги Гермеса адепт изображен в огромной шляпе… одна его рука поднята к небу, которому он приказывает посредством своего жезла, другая – сложена на груди. Перед ним главные символы или инструменты науки… Поистине, маг – это то, что еврейские каббалисты называют “микропрозопом”, то есть творцом малого мира. Подобно тому, как первое магическое знание есть познание самого себя, так и первое из всех дел науки, заключающее в себе все другие, – создание самого себя».
Вся суть ритуальной магии в огромной степени в том и заключается, чтобы создавать в своем внутреннем мире то, что должно по воле мага реализоваться во внешнем. Поэтому многие ритуалы разработаны таким образом, чтобы оградить оператора внутри замкнутого пространства, в котором он будет давать воплощение своей магической идее. В этом смысл известного начертания круга, используемого в ходе призывания духов.
В системе «Золотой Зари» существует набор относительно простых техник и ритуалов, которые позволяли адепту достигать такого же эффекта. Ярким и хорошо известным примером может послужить ритуал пентаграммы, в ходе которого проводится воображаемый круг и с четырех сторон закрепляется пятиконечными звездами с произношением божественных имен. Похожим образом работает и ритуал гексаграммы, и ритуал розового креста, и ритуал смотровых башен. Все они обращаются к четырем сторонам света, последовательно заключая находящегося в центре мага внутри герметичной формы.
Можно легко связать создаваемое таким образом духовно изолированное пространство с буквой Мем, обладающей квадратной формой. Хотя гораздо чаще в инструкциях к ритуалам мы встретим представление о круге, постоянное повторение числа 4 (четыре стороны света) легко ассоциируется с квадратом.
Далее техника срединного столпа создает вертикальную линию света, проходящую через энергетические центры в теле мага. Эта линия с давних пор ассоциировалась в каббале с буквой Вав. Если вспомнить при этом, что в качестве завершающей фазы в работе с энергией срединного столпа, производилась ее циркуляция вокруг тела в форме круга или эллипса, то легко отыщется и буква Самех.
Адепт, удерживающий в своем чистом воображении результаты всей ритуальной работы, легко обнаружит себя внутри того самого символа, который получился при совмещении букв Тиферета – Вав-Самех-Мем. Его тело, стоящее в центре, представляет букву Вав. Вокруг него образована сфера циркулирующей энергии в виде Самех. А на периферии находится квадрат буквы Мем, созданный ритуалом пентаграммы или другим аналогичным ритуалом.
Стоит отметить, что нигде в указаниях к ритуалам не встречается прямая ссылка на связь с этими буквами. Вариант, который я описал здесь, не является единственным. Можно рассматривать результат ритуала пентаграммы как круг, а (например) фигуру, созданную в ритуале розового креста – как квадрат[7]. Здесь срабатывает скорее автоматическое ассоциативное восприятие самого мага, который, усердно занимаясь практикой, в какой-то момент обнаруживает себя в том или ином виде внутри символа Вав-Самех-Мем.
Алистер Кроули, с молодых лет активно работавший по системе «Золотой Зари», наверняка связал свою магическую практику с этими буквами, что помогло ему еще более полно осознать значение 666 в его жизни. По сути любой маг, идущий путем ритуальной работы, все больше воплощает в себе образ сфиры Тиферет – Микропрозопа, или Зеир Анпина. Фактически, независимо от своего частного отношения к христианству, к Телеме, к Каббале и к зверю из Откровения Иоанна, он воплощает число 666 в виде этих трех букв.
Заключение
Алистер Кроули использовал в качестве псевдонима для ряда своих работ имя «Терион». По-гречески это слово означает «зверь», и именно оно фигурирует в Новом Завете (который, как известно, был изначально написан на греческом языке). В оккультизме есть много примеров того, как для расчета гематрий в английских, французских, латинских и прочих словах их записывали еврейскими буквами. Причина в том, что именно в еврейском языке за каждой буквой закреплено четкое числовое значение, тогда как в латинском, например, в качестве чисел издавна использовался лишь ограниченный набор букв (I, V, X, L, C). Остальным было невозможно поставить в соответствие никаких чисел.
Различные нумерологические подходы предлагали свои варианты того, как можно расписать буквы любого алфавита по числовой схеме. Но поскольку ни один из них не имел глубоких корней в традиции и не мог обосновать исключительную справедливость своего варианта, среди них так и не возникло общепринятого. Поэтому чаще всего буквы из других языков возвращаются к своим еврейским аналогам, после чего уже ведется вычисление гематрии.
Если проделать такую же операцию со словом «терион», выяснится, что и оно несет в себе число 666:
После всего, что было показано в этой статье, становится ясно, что это число не является чем-то заведомо злым. Скорее оно выражает суть человека как активного элемента мироздания, стремящегося к самореализации, к влиянию на окружающий мир, к творчеству и преобразованию природы и через это – к уподоблению Богу.
«Богоподобие» – это всегда палка о двух концах. Все религии ведут человека в этом направлении. С точки зрения Каббалы любые религиозные заповеди есть акты уподобления Богу в некотором частном аспекте. Можно сказать, что в достижении полного богоподобия заключена высшая цель и предназначение человека. С другой стороны, змей в райском саду также говорил Адаму и его супруге: «Вы станете как боги». И сам Творец признал справедливость этих слов, говоря: «Вот, человек стал как один из нас, знающий добро и зло» (Берешит 3:22). Однако, это уподобление Богу повлекло за собой потерю бессмертия и изгнание из духовного мира.
Мироздание не может иметь более одного Высшего Начала. Весь исторический процесс, как и все индивидуальное развитие человека, направлены на раскрытие этого универсального единства всего сущего. Когда уподобление Богу означает включение в это единство и отказ от своего частного эго, которое дробило и разделяло его, это возносит человека к самым высоким вершинам. Если же уподобление Богу превращается в создание «альтернативного» бога, который будет противопоставлять себя Единому Началу, это лишь отодвинет весь процесс раскрытия единства на несколько шагов назад, а того, кто это сделал, ввергнет во мрак.
Таким образом, различные «элементы сатанизма» в учении Телемы – это попытка более широко и полно охватить универсальный символизм, связанный с человеком и его ролью в мироздании. Это акт освобождения от догматичных представлений, закрепляющих заведомо негативные или позитивные значения за каждым словом и действием. Ведь в действительности ничто во всем мире не является априори добрым или злым, но лишь свободная воля человека превращает любую вещь в добрую или злую в зависимости от своего выбора.
Этот набор соответствий, связанных со сфирой Тиферет, таит в себе еще множество мистических загадок, которые могут быть выведены при глубоком проникновении в суть вещей с опорой на знание традиции. Формы круга и квадрата (Самех и Мем) передают идею «сокращения» (цимцум), через которое духовный свет постепенно материализуется, порождая всю природу, а воля Бога нисходит и превращается в волю человека. Элифас Леви говорил о квадратуре круга, представляя ее как один из способов выражения того же знания, которое иначе выражается в понятиях «философский камень», «вечный двигатель» и «секрет великого делания». Однако, более полный разбор этой темы потребовал бы написать целую книгу или даже множество книг.
[1] См. «Полная система Золотой Зари», 6-е издание, стр. 496-497. Далее мы остановимся более подробно на том, что такое магические квадраты, и как из них выводятся знаки.
[2] Уран астрологи считают сочетающим в себе энергию Меркурия и Сатурна. Нептун выражает сочетание Юпитера и Венеры, а Плутон по своему воздействию ближе всего к Марсу. Что касается еще более отдаленных планет, открытых в 2000-х годах, в отношении них современная астрология еще не выработала ясной позиции, но опыт следующих поколений, вероятно, поможет лучше понять их природу.
[3] Этот каббалист жил в 16-м веке в Дамаске и оставил после себя книги «Камень Оникс» (אבן השוהם), «Остаток Йосефа» (שארית יוסף) и др. К сожалению, его работы трудно отыскать – они не издавались и по большей части хранятся в рукописях. За дополнительной информацией о раве Цаяхе и его работах, а также о магических квадратах в Каббале рекомендуется обратиться к книге рава Арье Каплана «Медитация и Каббала» (см. там главу «Магические квадраты»).
[4] Здесь имеет смысл отметить, что в церемониале «Золотой Зари» также была отсылка к фразе из Танаха (Малахи 3:20), говорящей о «Солнце с исцелением на крыльях», которую приводит в этом месте Талмуд. В ритуале посвящения неофита Иерофант, стоя перед ним между двух колонн за алтарем, торжественно произносит:
«Я прихожу в могуществе света,
Я прихожу в свете мудрости,
Я прихожу в милосердии света,
Свет несет исцеление на крыльях своих».
В этом пассаже Солнце не упомянуто напрямую, но очевидно, что выражение «исцеление на крыльях» заимствовано из того же источника, что и в Талмуде. Исраэль Регарди в последней главе своей книги «Срединный столп» (The Middle Pillar) упоминает это выражение именно в связи со сфирой Тиферет, как и ангела Рефаэля, само имя которого означает «целитель Божий».
[5] Врата единства и веры, глава 4 (ליקוטי אמרים, שער היחוד והאמונה, ד). Подобные рассуждения можно встретить также у комментаторов Сефер Ецира.
[6] В зависимости от используемого шрифта у всех этих букв могут возникать небольшие утолщения и «хвостики» сверху, но это не более, чем украшение. У каббалистов неоднократно можно встретить выраженные прямым текстом указания на простейшие формы этих букв.
[7] В ритуале пентаграммы пятиконечные звезды изображаются последовательно на востоке, юге, западе и севере. В отличие от этого, знаки креста и розы в соответствующем ритуале чертятся не в этих направлениях, а по диагоналям – на северо-востоке, юго-востоке, юго-западе и северо-западе. Таким образом, получаются углы, «выпирающие» за рамки созданного в ритуале пентаграммы круга, в точности как углы буквы Мем, описанной вокруг Самех.