У этого термина существуют и другие значения, см. Внуково.
Аэропорт Внуково имени А. Н. Туполева | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||
Вид на аэропорт Внуково в 2019 году |
|||||||||
ИАТА: VKO – ИКАО: UUWW – Внутр. код: ВНК | |||||||||
Информация | |||||||||
Вид аэропорта | гражданский, совместного базирования с ФСБ и ФСО | ||||||||
Страна |
|
||||||||
Расположение |
|
||||||||
Дата открытия | 2 июля 1941 | ||||||||
Владелец |
|
||||||||
Оператор | АО «Международный аэропорт „Внуково“» | ||||||||
Узловой аэропорт для |
|
||||||||
Высота НУМ | 209 м | ||||||||
Площадь | 823,1306 га | ||||||||
Часовой пояс | UTC+3 | ||||||||
Время работы | круглосуточно | ||||||||
Сайт | vnukovo.ru | ||||||||
Карта | |||||||||
Россия,Москва, Внуково, 2-я Рейсовая улица, 2 | |||||||||
VKO Расположение аэропорта на карте Москвы |
|||||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||||
|
|||||||||
Статистика (2022) | |||||||||
Годовой пассажиропоток | ▼ 16,4 млн чел. | ||||||||
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). | |||||||||
Аэропорт Вну́ково имени А. Н. Туполева (ИАТА: VKO, ИКАО: UUWW) — международный аэропорт федерального значения[1], один из четырёх основных аэропортов Москвы и Московской области. Является аэропортом совместного базирования (совместно с ФСБ России и ФСО России)[2].
Обслуживает главным образом рейсы по России, низкобюджетные и чартерные рейсы авиакомпаний группы «Аэрофлот» (но не рейсы самого «Аэрофлота»), а также некоторые международные рейсы в пределах Европы и СНГ. C момента открытия наделён правом принимать воздушные суда высших должностных лиц СССР и России, а также глав иностранных государств и правительств, прибывающих в страну[3].
Расположен в пределах одноимённого московского района в десяти км к юго-западу от МКАД. Занимает третье место в России по количеству обслуженных пассажиров за год после Шереметьево и Домодедово. В 2017 году объём пассажиропотока аэропорта составил 18 млн 139 тыс. человек. Является базовым и узловым аэропортом для авиакомпаний «Газпром авиа», «РусЛайн», «ЮТэйр», «Якутия», бюджетной авиакомпании «Победа», чартерных авиакомпаний «Ай флай» и Azur Air.
Аэропорт состоит из трёх пассажирских терминалов и грузового терминала «Внуково-Карго». Основной пассажирский комплекс «Внуково-1» состоит из терминалов «A», «B» и «D». Комплекс «Внуково-2» (ИКАО: UUWI) используется для обслуживания спецрейсов высших руководителей России (в том числе президента и председателя Правительства), а также руководителей других стран. Терминалы «Внуково-3» обслуживают рейсы бизнес-авиации, спецрейсов правительства Москвы и авиации Роскосмоса.
Аэропорту присвоен третий (наивысший) уровень координации по классификации IATA[4].
В 2018 году по итогам всероссийского конкурса «Великие имена России» аэропорту Внуково присвоено имя советского учёного и авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева[5].
Генеральный директор АО «Международный Аэропорт „Внуково“» (с 8 ноября 2018 года) — Дмитрий Петрович Сапрыкин[6].
История[править | править код]
Аэропорт «Внуково» в 1971 году
Старое здание аэропорта Внуково (фото 2000 года), на его месте построен новый терминал «А»
Пассажирский терминал старого аэропорта (фото 2000 года)
Внуково — старейший из ныне действующих аэропортов Москвы. Его строительство началось в 1937 году; причиной послужила перегруженность Центрального аэропорта на Ходынском поле (созданного в 1910 году) и аэропорта Быково, созданного в 1933 году. В 1937—1938 годах заказчиком работ по строительству аэропорта был В. Ф. Каминский[7][8]. Строительство первых объектов аэропорта Внуково происходило в 1939—1941 гг. силами нескольких тысяч узников «Ликовлага», лагеря системы ГУЛАГ, созданного для строительства аэропорта. Строительство аэропорта Внуково было обозначено как «Строительство № 204». Первая очередь сооружений аэропорта введена в эксплуатацию 2 июля 1941 года[9]. Название аэропорта связано с названием пригородной станции Киевского направления Московской железной дороги и жилого посёлка при станции, расположенных в нескольких километрах от аэропорта.
В годы Великой Отечественной войны на территории аэропорта располагались Московская авиагруппа особого назначения[10], полк истребительной авиации ВВС, десантное подразделение, 10-я гвардейская транспортная дивизия ГВФ.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в сентябре 1945 года, руководством страны принято решение о переносе Центрального Московского аэропорта с аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле во Внуково[10].
В декабре 1946 года на базе 10 Гвардейской дивизии ГВФ была создана 1-я отдельная группа ГВФ (гражданского воздушного флота), а 19-й авиационный полк особого назначения преобразован в Авиагруппу международных воздушных сообщений. Аэропорт Внуково стал первым московским международным аэропортом.
В 1946 году во Внуково созданы авиагруппа для внутрисоюзных перевозок и авиагруппа для международных сообщений, на базе которых в 1952 году было образовано Московское управление транспортной авиации.
В сентябре 1950 года был создан 21-й учебно-тренировочный отряд подготовки летных специалистов для аэропорта.
Из Внуково совершали свои первые пассажирские рейсы многие типы воздушных судов: Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-86, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204 и Ту-204-300[3].
15 сентября 1956 года состоялся первый пассажирский рейс на реактивном самолёте Ту-104 по маршруту Москва (Внуково) — Омск — Иркутск.
24 апреля 1961 года — первый пассажирский рейс на самолёте Ту-114 по маршруту Москва (Внуково) — Хабаровск.
7 января 1963 года на базе летных и технических подразделений аэропорта был образован Внуковский объединённый авиаотряд.
29 сентября 1964 года начались регулярные полёты на самолёте Ту-134 Москва — Минеральные Воды.
19 февраля 1972 года — первый пассажирский рейс на самолёте Ту-154 по маршруту Москва — Минеральные Воды.
В 1976 году в ознаменование 20-летия первого в СССР пассажирского рейса, выполненного на реактивном самолёте, на привокзальной площади аэропорта Внуково был установлен самолёт-памятник «Ту-104». В ходе реконструкции привокзальной площади 2005 году памятник был уничтожен, а в 2006 — восстановлен. При этом служивший памятником борт с серийным номером 921102 был заменён на другой, с номером 021905, хранившийся до этого на внуковском авиаремонтном заводе № 400 (ВАРЗ-400)[11][неавторитетный источник?].
С 25 октября 1979 были начаты технические испытания и последующая эксплуатация самолёта Ил-86.
С января 1986 года началась эксплуатация пассажирского самолёта Ту-154М.
В 1993 году по распоряжению Госкомимущества России на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации созданы акционерное общество открытого типа «Аэропорт Внуково», впоследствии переименованное в ОАО «Аэропорт Внуково», и акционерное общество открытого типа «Внуковские авиалинии»[10]. В 2001 году согласно решению Правительства Москвы образовано ОАО «Международный аэропорт Внуково». 14 ноября 2003 года президент России Владимир Путин подписал указ «О передаче в собственность города Москвы находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества „Аэропорт Внуково“»[10].
В начале XXI века правительство Москвы направило значительные инвестиции в развитие аэропорта, приняв 3 августа 2004 года постановление «О Концепции развития аэропорта Внуково», предусматривающее стратегическую программу развития аэропорта Внуково для обеспечения перевозки 20–22 млн пассажиров в год. В частности, 17 апреля 2004 года сдан в эксплуатацию новый международный терминал площадью 24 тысячи м² с проектной пропускной мощностью 1200 пассажиров в час, в марте 2000 года введён в строй новый пассажирский терминал центра бизнес-авиации «АвиаБизнесТерминал Внуково-3». В 2009 году был введён в строй новый почтово-грузовой комплекс (ПГК). 6 июля 2010 года первый рейс (Анапа — Москва) принял новый терминал «А», построенный по проекту архитектора Л. Борзенкова и рассчитанный на обслуживание 25 млн пассажиров в год (введена в строй первая очередь нового терминала площадью 174 тыс. м²[10]). В конце июня 2011 года запущена двухуровневая эстакада на привокзальной площади, обеспечивающая бесплатный подъезд автотранспорта в зону высадки вылетающих пассажиров[12].
18 декабря 2012 года вступила в строй вторая очередь терминала «А», проект которого получил золотую медаль на Всемирном салоне инноваций в 2006 году. Терминал имеет 52 выхода на посадку. С этого дня аэровокзальный комплекс стал крупнейшим в России по занимаемой площади (270 тыс. м²).
Существенные средства были вложены и в аэродромное оборудование. В 2008 году начал работу новый командно-диспетчерский пункт, оборудованный современной техникой. В октябре 2009 года закончена реконструкция ВПП № 2.
23 марта 2012 года в аэропорту состоялся презентационный прилёт крупнейшего в мире пассажирского авиалайнера Airbus А380 авиакомпании Lufthansa[13], а 9 апреля — пассажирского самолёта Boeing 787 Dreamliner[14].
2 декабря 2013 года завершена реконструкция ВПП № 1. Её длина увеличена на 500 метров, установлено новое свето-сигнальное оборудование, соответствующее требованиям III категории ИКАО. На время ремонта, с 15 апреля по 1 июля 2011 года, приём и отправка воздушных судов из Внуково были серьёзно ограничены, а правительственный авиаотряд перебазировался в аэропорт «Шереметьево»[15].
В 2015 году в аэропорту прошли съёмки фильма-катастрофы «Экипаж».
В 2017 году была внедрена «Национальная система бронирования», разработанная Внуково совместно с госкорпорацией Ростех, в которую было вложено 50 млн долларов[16].
Аэродромный комплекс[править | править код]
Аэродромный комплекс «Внуково» располагает двумя пересекающимися взлётно-посадочными полосами (ВПП):
- ВПП-1, 06/24, 3500×60 м, PCN 34/R/A/W/T, cat. IIIa ICAO;
- ВПП-2, 01/19, 3060×60 м, PCN 60/F/D/X/T, cat. II ICAO; верхний слой покрытия — асфальтобетон.
С летнего сезона 2006 года аэропорту Внуково присвоен третий (наивысший) уровень координации по классификации IATA[17]. Пропускная способность двух ВПП — 56 взлёт/посадок в час[18]. Режим работы 24 часа в сутки.
Аэропорт допущен к эксплуатации всех типов отечественных воздушных судов (Ту-134, Ту-154Б, Ил-86 — кроме ночных полётов с 23:00 до 6:00) и основных типов воздушных судов западного производства[19]:
- Airbus A300, A310, A320, A330, A340, A350, A380 (технически);
- Boeing B-737, B-747, B-757, B-767, B-777, B-787;
- MD MD-11, MD-80, MD-82
а также большого количества типов региональных самолётов и самолётов бизнес-авиации.
Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более ста воздушных судов различных типов — от самолётов деловой авиации до лайнеров типа B-747 или АН-124 («Руслан»).
Аэродромный комплекс обслуживает рейсы «Внуково-1» (терминалы «A», «B» и «D»), правительственного терминала «Внуково-2» и Центра бизнес-авиации «Внуково-3».
Аэровокзальные комплексы[править | править код]
Внуково-1[править | править код]
Зал вылета внутренних рейсов в терминале «A»
Аэровокзальный комплекс «Внуково-1» образуют три пассажирских терминала: «A», «B» и «D». Терминалы примыкают друг к другу. Терминалы «B» и «D» соединены внутренним переходом. Переход из терминала «А» в терминалы «B» и «D» возможен только через улицу. Общая пропускная способность АВК «Внуково-1» после ввода в строй терминала «А» составила порядка 35 млн пассажиров в год.
Терминал «А» был открыт в июле 2010 года и вводился в строй поэтапно. Терминал имеет 20 гейтов внутренних рейсов (включая восемь гейтов, оборудованных однорукавными телетрапами и два гейта с двухрукавными телетрапами), а также 28 гейтов международных рейсов (включая 12 гейтов, оборудованных однорукавными телетрапами, один гейт с двухрукавным телетрапом и один — с трёхрукавным телетрапом для обслуживания воздушных судов Airbus A380). Дальнейшее развитие терминала «А» предполагает строительство симметричного левого крыла на месте подлежащего сносу терминала «D». Вторая очередь терминала включает дополнительные острова регистрации, расширение стерильной зоны внутренних линий, включая два новых гейта и обеспечение сквозного прохода между терминалами «A» и «B».
На минус первом этаже терминала расположена камера хранения багажа. К минус первому этажу примыкает подземный переход под привокзальной площадью, включающий в себя выход с подземной железнодорожной станции Аэропорт Внуково.
Первый этаж представляет собой зону прилёта, включая залы выдачи багажа с десятью лентами выдачи багажа (восемь для внутренних и 5 для международных рейсов). Также на первом этаже расположены комнаты невостребованного багажа, кафе, салоны связи, круглосуточное отделение банка, банкоматы, стойки трансагентств, такси и служб проката автомобилей.
Зона вылета расположена на втором этаже терминала. К зоне вылета ведёт автомобильная эстакада с бесплатным и свободным проездом. 140 стоек регистрации. Острова систематизированы в соответствии с авиакомпаниями, выполняющими рейсы. Регистрация на внутренние и международные рейсы производится на одних и тех же стойках. Также на втором этаже расположены: кафе и магазины, игровая комната, медпункт, отделение полиции, отделения банков, банкоматы, стойки трансагентств, сервисные стойки авиакомпаний. В стерильной зоне также расположены детские игровые площадки, несколько бизнес-залов, магазины беспошлинной торговли (международные рейсы) и магазины концепции Duty Paid (внутренние рейсы).
На третьем этаже терминала расположен зал ожидания, офисы авиакомпаний, кафе, VIP-зал и бизнес-зал.
Вытянутая в форме капли посадочная галерея терминала разделена вдоль на две примерно равные части. В левой части обслуживаются внутренние рейсы, в правой — международные. Такое разделение позволило максимально сократить путь транзитных пассажиров.
Длина посадочной галереи терминала «А» составляет около 500 м. Для облегчения передвижения по ней вдоль галереи установлено в общей сложности 38 траволаторов[20].
Терминал построен по системе «гладкий пол»: двери не имеют порогов, переходы между уровнями оборудованы пандусами и лифтами.
Система кондиционирования воздуха терминала «А» занимает целиком отдельное здание справа от терминала, при этом на нижнем уровне здания расположена парковка для сотрудников.
Терминал «B» во «Внуково-1»
Терминал «В», оборудованный посадочной галереей с шестью телетрапами, введён в эксплуатацию в апреле 2004 года. Терминал общей площадью 25 тысяч м² обладает пропускной способностью 2000 пассажиров в час и способен обслуживать только международные рейсы. После перевода большинства регулярных международных рейсов в терминал «А», терминал «B» сконцентрировался на обслуживании чартерных рейсов, рейсов бюджетных авиакомпаний и направлений в страны Средней Азии. С весенне-летнего сезона 2016 года терминал выведен из эксплуатации, все рейсы из терминала «B» переведены в терминал «A».
Терминал «D» постройки 1980-х годов реконструирован (с заменой оборудования) в 2004—2005 годах. Общая площадь терминала «D» — около 30 тысяч м², пропускная способность — 4800 пассажиров в час. В настоящее время терминал практически полностью выведен из эксплуатации, вылеты из него не производятся. В то же время в терминале «D» производится послеполётный досмотр прибывающих пассажиров отдельных внутренних рейсов. Решение по каждому рейсу принимается МВД индивидуально. В терминале работает несколько офисов авиакомпаний и комната матери и ребёнка.
Внуково-2[править | править код]
В полутора километрах к югу от здания основного пассажирского терминала располагается спецтерминал «Внуково-2» (ИКАО: UUWI), обслуживающий президента и членов Правительства России, а также руководителей и представителей правительств других стран. Официально аэровокзал введён в эксплуатацию 28 апреля 1963 года, но первые правительственные вылеты из «Внуково» стали совершаться ещё в 1956 году. С самого начала все правительственные перевозки осуществлял «Авиационный отряд особого назначения», в настоящее время переименованный в СЛО «Россия».
В соответствии с указом правительства Москвы от 2004 года аэропорт Внуково должен был быть перестроен — Внуково-2 не стал исключением: так, на территории второго терминала аэропорта летом 2009 года в эксплуатацию запущен новый аэровокзал и служебно-техническое здание со всеми вновь подведёнными коммуникациями.
По данным газеты «Ведомости», новое здание терминала начали строить в 2008 году. Со стороны Киевского шоссе уже успел появиться новый забор. Он выше прежнего на два метра. Предыдущий забор представлял собой металлическую решётку, через него проезжавшие по шоссе автомобилисты могли разглядеть за деревьями здание терминала. Нынешний забор сделан из листового металла и находится на бетонном ростверке — новое здание со стороны шоссе впредь увидеть невозможно. Президент США Барак Обама стал первым зарубежным гостем, который в июле 2009 года воспользовался услугами нового здания терминала Внуково-2[21]. Путь от Внукова-2 до Кремля его кортеж преодолел за 15 минут, при этом средняя скорость движения автомобиля президента составляла около 130 км/ч[22].
Внуково-3[править | править код]
В западной части лётного поля, в непосредственной близости от Боровского шоссе, располагаются несколько VIP-терминалов, объединённых под общим названием «Внуково-3»:
- терминал «Космос», принадлежащий российской Ракетно-космической корпорации «Энергия»[23], используется для VIP-чартеров и бизнес-авиации[24];
- соседствующий с ним терминал ВВЛ «Центр Бизнес-Авиации», введённый в эксплуатацию в 2000 году, предназначен для одновременного обслуживания не более 15 VIP-пассажиров;
- терминал МВЛ «Центр Бизнес-Авиации», построенный в 2006 году, способен пропускать до 40 пассажиров в час[25].
«Внуково-3» используется для приёма и вылета спецрейсов делегаций городского правительства и гостей мэра Москвы.
В 2015 году в этом терминале выполнены 34 682 рейса, а пассажиропоток составил 117 781 человек[26].
-
Аэропорт Внуково на космическом снимке 2000 года
-
Аэропорт Внуково из самолёта (2012)
-
Аэропорт Внуково на космическом снимке 2019 года
Авиакомпании и пункты назначения[править | править код]
Карта стран, в которые выполняются пассажирские авиарейсы из международного аэропорта Внуково. С 8 июля 2019 года авиасообщение между Россией и Грузией прекращено
Статус международного аэропорт получил в 1945 году вместе с переносом во Внуково Московского центрального аэропорта гражданского воздушного флота с аэродрома ВВС им. М. В. Фрунзе (Ходынка).
По данным за 2017 год, на долю внутрироссийских рейсов приходится 64 % пассажиропотока (11,65 млн чел.), на международные авиарейсы — 36 % (6,5 млн чел.).
Крупнейшими авиакомпаниями, обеспечившими по итогам 2017 года 82 % пассажиропотока Внуково, являются Победа, Россия и ЮТэйр.
Из-за пандемии коронавируса в марте 2020 года полёты многих авиакомпаний в города Европы были временно приостановлены.
Показатели деятельности[править | править код]
Графики временно недоступны из-за технических проблем.
Данные из запроса в Викиданные.
1970-80-е | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5,500 | |||||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
13,487[27] | ▼12,023 | ▼7,458 | ▼4,363 | ▲4,693 | ▲4,933 | ▼4,335 | ▲4,645 | ▼4,021 | ▼3,135 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004** | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
▲3,451 | ▲3,666 | ▼3,091 | ▼2,775 | ▼2,473 | ▲3,619 | ▲5,117 | ▲6,789 | ▲7,923 | ▼7,730 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
▲9,460 | ▼8,197 | ▲9,699[28] | ▲11,180[29] | ▲12,733[30] | ▲15,800[31] | ▼13,947[32] | ▲18,139 | ▲21,478 | ▲24,002[33] |
2020 | |||||||||
▼12 565[34] |
↑ — Минимальный уровень пассажиропотока в новейшей истории.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
н/д | н/д | н/д | н/д | −151,984 | ▲−60,882 | ▲+266,372 | ▼+2,978 | ▲+679,989 | ▼+51,702 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
▼−452,286 | ▼−2632,411 | ▲−1688,065 | ▼−1839,698 | ▲−1060,17 | ▼−1914,442 | ▲−1371,771 | ▲−227,714 | ▲+884,989 | ▼+779,055 |
↑ — Данные за 2004 год по ОАО «Международный аэропорт “Внуково”», с 2005 по 2016 — по ОАО «Аэропорт Внуково» + ОАО «Международный аэропорт “Внуково”», с 2017 года — АО «Международный аэропорт “Внуково”» в связи с присоединением к нему ОАО «Аэропорт Внуково».
Транспортное сообщение с основной частью Москвы[править | править код]
Ближайшие станции метро — Рассказовка,
Саларьево.
От станции метро «Саларьево» следует городской автобусный маршрут № 911. Время в пути — 18-20 минут, интервал движения — 10-15 минут. От станций метро «Юго-Западная», «Тропарёво» и «Румянцево» следует городской автобусный маршрут № 611. Время в пути — 25-30 минут. Также можно воспользоваться автобусом № 272 от станции метро «Филатов Луг» до остановки «Парк “Аллея Славы”», от которой до аэропорта 450 м по 1-й Рейсовой улице и затем через подземный переход в здание аэропорта, минуя вход на станцию аэроэкспресса[35].
От станции метро «Рассказовка» следуют городские автобусные маршруты № 32 и 128. Время в пути — 20-25 минут, интервал движения — 10-15 минут. В обратную сторону проезд до станции метро «Новопеределкино».
От Столбова и станции метро «Коммунарка» по Калужскому шоссе через северную часть города Троицка следует пригородный автобусный маршрут № 526 со всеми остановками. Время в пути до Троицка — 40 минут, до аэропорта «Внуково» — 1 час 40 минут.
В ночное время аэропорт связывает с историческим центром Москвы автобусный маршрут № Н11, следующий от станции метро «Китай-город».
От Киевского вокзала ходят электропоезда «Аэроэкспресс» до станции Аэропорт Внуково. Время в пути — 35 минут. После открытия станции Большой кольцевой линии метро «Аминьевская», 27 декабря 2021 года была добавлена остановка на платформе «Аминьевская»[36]. Время в пути от платформы «Аминьевская» до аэропорта составляет 25 минут.
Также работает старая платформа Аэропорт, расположенная в стороне от аэровокзального комплекса. До неё от Киевского вокзала следуют три пары электропоездов в сутки (только по будням).
В январе 2019 года мэрией Москвы было одобрено продление Калининско-Солнцевской линии метро до аэропорта[37]. Строительство участка линии длиной 5,4 км от станции метро «Рассказовка» планировалось завершить до конца 2022 года[38] (срок открытия перенесён на 2023 год[39]). Таким образом, «Внуково» может стать первым ныне действующим московским аэропортом, имеющим станцию метро.
Аэропорт имеет прямой бессветофорный подъезд с двух шоссе: Киевского и Боровского. Также имеется возможность проезда с Калужского и Минского шоссе. В аэропорту работают многочисленные платные парковки, в том числе два многоуровневых паркинга непосредственно напротив терминалов. На частных парковках, расположенных в 2-4 км от аэропорта, пассажирам предоставляются различные бесплатные услуги. Например, одна из организаций бесплатно предоставляет трансфер в аэропорт (и обратно) и упаковку багажа.
Предприятия внуковского аэропортового комплекса[править | править код]
Топливо-заправочные комплексы[править | править код]
В аэропорту действует два независимых топливозаправочных комплекса:
- ЗАО «Топливо-заправочный сервис»;
- ЗАО «Авиационно-Заправочная Компания».
Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов[править | править код]
На базе внуковского авиаремонтного завода № 400 (ВАРЗ-400) действует компания по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов:
- VTS (ООО «Восток Техникал Сервис»).
Значительную часть наземного обслуживания ВС на себя берёт * UTG aviation services (ЗАО «Ю-Ти-Джи»);
Обслуживание перонного транспорта — компания «Аэросмарт-Системы»
Обслуживающие предприятия[править | править код]
- UTG aviation services (ЗАО «Ю-Ти-Джи») — услуги наземного обслуживания авиакомпаний и оперативного технического обслуживания воздушных судов;
- Catering Vnukovo (ООО «Скай Фуд Внуково») — авиационный кейтеринг;
- Учебно-тренировочный центр (УТЦ-21) — обучение авиационного персонала, лётных экипажей ВС, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности;
- Медсанчасть — поликлиника, врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК);
- ООО «ВИП Лаундж» — предоставление обслуживания пассажирам в VIP-зале Терминала А;
- ООО «Эй-Джи-Эс» — предоставление услуг по уборке аэровокзального комплекса и воздушных судов;
- ООО «Автопарк» — оператор стоянок;
- ЗАО «Трансагентство Внуково» — продажа авиационных и железнодорожных перевозок, гостиничных услуг, страхование;
- ООО «Внуково-Карго» — почтово-грузовые перевозки;
- Гостиничный комплекс «Внуково» — гостиницы «Экипаж» и «ВАРЗ-400»
Авиационные происшествия[править | править код]
В аэропорту Внуково были происшествия и катастрофы[40], в частности:
- 5 ноября 1946 года в аэропорту из-за сложных погодных условий разбились три самолёта, погибли в общей сложности 19 человек.
- 17 марта 1979 года в районе аэропорта Внуково разбился самолёт Ту-104, выполнявший рейс Москва — Одесса. В катастрофе погибли 58 человек. В живых остались пятеро членов экипажа и 15 пассажиров, многие получили тяжёлые травмы.
- 13 февраля 2007 года в аэропорту произошла авария самолёта деловой авиации Bombardier Challenger 600. При взлёте лайнер не смог набрать высоту из-за обледенения и упал. Находившиеся на борту три члена экипажа получили ранения различной степени тяжести. Причиной аварии стала ошибка экипажа в сочетании с неправильными действиями наземных служб и недостатками в документах по эксплуатации данного типа воздушного судна[41][42].
- 29 декабря 2012 года «Ту-204» (бортовой номер RA-64047) авиакомпании «Red Wings Airlines» при посадке выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы «19» и разрушился в результате столкновения с укреплённой стенкой котлована, расположенного за торцом ВПП на расстоянии около 240 метров. Погибли пятеро из восьми человек, находившихся на борту, и один на земле.
- 20 октября 2014 года, в 23:57 МСК, самолёт бизнес-авиации Dassault Falcon 50 EX, направлявшийся в Париж, столкнулся при взлёте со снегоуборочной машиной. На борту находился один пассажир (Кристоф де Маржери, главный исполнительный директор энергетического концерна Total) и трое членов экипажа. В результате столкновения пассажир и все члены экипажа погибли. Водитель снегоуборочного автомобиля не пострадал[43].
Примечания[править | править код]
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения». Дата обращения: 23 апреля 2016. Архивировано 8 мая 2016 года.
- ↑ Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007. docs.cntd.ru (20 августа 2007). Дата обращения: 27 ноября 2022. Архивировано 17 июня 2020 года.
- ↑ 1 2 История. АО «Международный Аэропорт «Внуково». Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано 8 мая 2017 года.
- ↑ IWorldwide Slot Guidelines (англ.). IATA. Дата обращения: 19 апреля 2017. Архивировано из оригинала 28 мая 2016 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 31.05.2019 № 246 «О присвоении аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством». Дата обращения: 4 ноября 2019. Архивировано 3 июня 2019 года.
- ↑ Генеральным директором АО «Международный аэропорт «Внуково» назначен Дмитрий Сапрыкин. vnukovo.ru. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 11 ноября 2018 года.
- ↑ Музей «Боевой и трудовой славы аэропорта Внуково» Архивная копия от 20 мая 2014 на Wayback Machine
- ↑ Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального округа Внуково в городе Москве. История района. Дата обращения: 20 мая 2014. Архивировано из оригинала 20 мая 2014 года.
- ↑ Генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково» Василий Александров поздравил коллектив с 70-летием аэропорта. vnukovo.ru (1 июля 2011)
- ↑ 1 2 3 4 5 Генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково» Василий Александров поздравил коллектив с 70-летием аэропорта. Пресс-служба аэропорта Внуково (1 июля 2011). Дата обращения: 2011-7-8. Архивировано 30 мая 2015 года.
- ↑ Ту-104. abaza.ilisso.ru. Дата обращения: 27 апреля 2017. Архивировано из оригинала 20171130 года.
- ↑ Александр Шибанов. Эстакады созрели к июню // Московская перспектива : газета. — 2011. — 21 июня (№ 22). Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ А380 авиакомпании Lufthansa впервые прилетел в аэропорт Внуково. corp.vnukovo.ru. Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано 21 апреля 2017 года.
- ↑ В аэропорту Внуково состоялась презентация воздушного судна Boeing 787 Dreamliner. corp.vnukovo.ru. Дата обращения: 27 апреля 2017. Архивировано 29 апреля 2017 года.
- ↑ Аэропорт Внуково возобновляет работу в нормальном режиме после ремонта взлётно-посадочной полосы. itartass-sib.ru. Дата обращения: 8 июля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Александр Воробьев. «Внуково» находится в хорошем месте в хорошее время». Ведомости (13 июня 2018). — Интервью. Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 16 октября 2021 года.
- ↑ AVIA.RU: Пресс-релизы: Аэропорту Внуково присвоен третий уровень координации по классификации IATA (недоступная ссылка)
- ↑ Технические характеристики. partners.vnukovo.ru. Дата обращения: 24 октября 2016. Архивировано 25 октября 2016 года.
- ↑ Координация расписания. partners.vnukovo.ru. Дата обращения: 24 октября 2016. Архивировано 25 октября 2016 года.
- ↑ Факты и цифры. corp.vnukovo.ru. Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано 7 октября 2014 года.
- ↑ Обама станет первым гостем пассажирского павильона во «Внуково-2». РИА Новости (3 июля 2009). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ NEWSmsk.com в Москве: Кортеж президента США преодолел путь от Внуково до Кремля за 15 минут. Дата обращения: 10 мая 2011. Архивировано 29 мая 2015 года.
- ↑ роизводственное объединение «Космос» «Ракетно-космической корпорации Энергия» им. С. П. Королёва // АвиаПорт. Справочник. АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Деловая Авиация. Бизнес авиация. Заказ и Аренда Самолетов. Чартер (рус.). Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 27 июня 2021 года.
- ↑ ВИППОРТ Внуково-3. Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано из оригинала 15 мая 2010 года.
- ↑ Пассажиропоток терминала частной авиации «Внуково-3» превысил 100 000 человек. Ведомости (12 мая 2016). Дата обращения: 27 ноября 2022. Архивировано 27 ноября 2022 года.
- ↑ Существующие состояние аэропортов московского авиационного узла и перспективы их развития до 2030 года. Дата обращения: 29 февраля 2012. Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 года.
- ↑ Домодедово сохранило звание крупнейшего аэропорта в России (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ Пассажиропоток международного аэропорта Внуково в 2013 году вырос на 15,2 %. corp.vnukovo.ru. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ Пассажиропоток международного аэропорта Внуково в 2014 году вырос на 13,9%. corp.vnukovo.ru. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
- ↑ Пассажиропоток международного аэропорта Внуково в 2015 году вырос на 25%. corp.vnukovo.ru. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 3 февраля 2020 года.
- ↑ «Шереметьево» уходит в отрыв от конкурентов. Ведомости. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 27 июня 2021 года.
- ↑ Аэропорт Внуково в декабре 2019 года увеличил пассажиропоток на 7,8%. corp.vnukovo.ru. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 9 ноября 2021 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты Московского авиационного узла за 2020 год. favt.gov.ru. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
- ↑ Как добраться до аэропорта Внуково общественным транспортом. Дата обращения: 16 октября 2017. Архивировано 16 октября 2017 года.
- ↑ «Аэроэкспресс» во Внуково начал останавливаться на станции Аминьевская. aeroexpress.ru (27 декабря 2021). Дата обращения: 20 ноября 2022. Архивировано 19 ноября 2022 года.
- ↑ Калининско-Солнцевскую линию метро продлят до Внуково. stroi.mos.ru. Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 31 июля 2019 года.
- ↑ Метро до аэропорта Внуково могут построить к 2023 году – Хуснуллин. stroi.mos.ru. Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 15 мая 2019 года.
- ↑ Станция метро «Аэропорт Внуково» будет построена в 2023 году. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (17 ноября 2022). Дата обращения: 20 ноября 2022.
- ↑ Harro Ranter. Moskva-Vnukovo Airport profile – Aviation Safety Network. aviation-safety.net. Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 15 октября 2012 года.
- ↑ МАК: Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия Архивная копия от 1 июня 2012 на Wayback Machine
- ↑ Фотография аварии 2007 года. Дата обращения: 16 января 2016. Архивировано 7 октября 2016 года.
- ↑ Об авиационном происшествии, произошедшем в ночь с 20 на 21 октября 2014 года (рус) (eng) (fra). Пресс-служба аэропорта Внуково (21 октября 2014). Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 23 октября 2014 года.
Литература[править | править код]
- Алексей Вульфов. Легенды и мифы дедушки Внукова // Огонёк : журнал. — 2001. — 25 июля (№ 29). — С. 17. Архивировано 23 апреля 2013 года.
Ссылки[править | править код]
- Онлайн табло аэропорта Внуково
- Схема аэропорта Внуково
Всего найдено: 10
Уважаемые сотрудники, прошу уточнить правописание названия посёлка, указанного в плане: План участка посёлка “Внуково“. Следует ли использовать ковычки в этом случае или нет? Заранее благодарен! С уважением, Эльдар
Ответ справочной службы русского языка
Названия поселков (как и городов, деревень, сел и под.) в кавычки не заключаются.
Здравствуйте! У меня вопрос по поводу употребления кавычек в названиях станций. Я всегда думала, что они обязательны, а тут узнала, что якобы в названии станций метро и МЦД их нужно ставить (метро “Комсомольская”, “Нахабино”), а в названий железнодорожных станций – нет. Мне это кажется странным. При перечислении тогда будет выглядеть: станция “Одинцово” (МЦД), станция Голицыно (не МЦД), станция “Кунцево” (МЦД)? Есть справочник, где это зафиксировано, можете подсказать? Заранее спасибо. С уважением, Наталья.
Ответ справочной службы русского языка
Написание названий железнодорожных станций и станций метрополитена было регламентировано давно. В полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина сформулировано правило:
«В названиях железнодорожных станций, вокзалов, аэропортов и т. п. с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых обозначений, напр.: станция Москва-Пассажирская, Казанский вокзал, аэропорты Шереметьево, Внуково.
Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах); с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово таких названий, а также все те слова, которые пишутся с прописной буквы в составе соответствующих топонимов, напр.: станции метро “Александровский сад”, “Октябрьское Поле”, “Проспект Мира”; остановки “Никитские Ворота”, “Улица Лесная”, “Школа”, “Детская поликлиника”» (§ 175).
Эта норма сформировалась вследствие того, что названия железнодорожных станций часто совпадают с названиями населенных пунктов, указывая одновременно и на станции и на населенные пункты, имена которых в кавычки не заключаются. Условных названий, которые по общему правилу можно было бы писать в кавычках, немного.
Большинство названий станций метро условны, часто они образуются от названий внутригородских объектов. Такие названия удобнее писать в кавычках. (Подробнее о кавычках в названиях железнодорожных станций и станций метро можно прочитать в статье В. М. Пахомова «Не забудь… станция Луговая»).
Когда появилась сеть МЦД, возник вопрос о кавычках в названиях станций. Было принято написание в кавычках по аналогии со станциями метро.
Здравствуйте. Пожалуйста, подскажите, должен ли склоняться аэропорт Внуково без родового слова? На их сайте он не склоняется: http://corp.vnukovo.ru/ Хотя в моем понимании аэропорт относится к микротопонимике и должен склоняться согласно правилам. Прошу не ссылаться на тенденции в языке относительно склонения топонимов на -о, меня интересует только литературная норма. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Название аэропорта, также как название населенного пункта, склоняется: во Внукове.
как правильно – во Внуково или во Внукове?
Ответ справочной службы русского языка
Куда – во Внуково, где – во Внукове.
Как правильно произносить,
а. Мы прибываем в аэропорт Внуково города МосквЫ
б. Мы прибываем в аэропорт Внуково города МосквА
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Мы прибываем в аэропорт Внуково города Москвы.
Добрый день! Нужно ли склонять названия аэропортов (Внуково, Пулково, Шереметьево, Домодедово)? Можно ли сказать “В Шереметьеве аварийно сел самолет”? И нужно ли кавычить названия аэропортов?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Названия аэропортов справочные пособия рекомендуют писать без кавычек. Возможен склоняемый и несклоняемый вариант.
Нужны ли кавычки – В аэропорту “Внуково“?
Спасибо.
Иванов.
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки не нужны.
Скажите, пожалуйста, источник того правила, что названия аэропортов пишутся без кавычек: ОАО “Аэропорт Кольцово” – это его официальное название? Так же пишутся и аэропорт Домодедово, аэропорт Внуково, например?
Ответ справочной службы русского языка
При использовании официального названия написание такое же, как в уставных документах: _ОАО «Аэропорт Кольцово»_, в других случаях – без кавычек: _аэропорт Кольцово, аэропорт Внуково, Внуковский аэропорт_. О написании см. в словаре «Как правильно? С большой буквы или с маленькой?» (В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова).
Искренне благодарю за оперативность и внимание!!! Последний вопрос на сегодня. У нас идет постоянный спор вот по какому поводу. Нужно ли склонять названия аэропортов, к примеру – направлены из “Внуково” в “Шереметьево” или из “Внукова”, над “Шереметьево” или над “Шереметьевом”? Помогите, пожалуйста, “Грамота” – наш самый авторитетный советчик!
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта верны. Подробнее см. http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=167 [в «Письмовнике»].
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли склонять названия районов ( Бутово- В БутовЕ, Внуково-Во ВнуковЕ, Щукино-В ЩукинЕ и т.д)? Очень режет слух
Ответ справочной службы русского языка
Читайте в http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=167 [«Письмовнике»].
Как правильно сообщать о своём местоположении
Говорят, из депрессии существует три выхода: Внуково, Шереметьево и Домодедово. И если вы оказались в одном из аэропортов (не из-за депрессии, надеемся), а вам звонят и интересуются, где вы находитесь – правильно отвечать не «во Внуково» или «в Домодедово», а «во Внукове» и «в Домодедове». Неожиданно, да?
Правильно: во Внукове
Да, названия аэропортов тоже склоняются: в Домодедове, из Пулкова. Если, конечно, нет родового слова, например, в аэропорту Шереметьево. Причём пишутся они без кавычек: аэропорт Внуково.
Ещё больше полезных и весёлых карточек о правописании – в“Грамотности на “Меле””. Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!
По новым правилам русского языка, топонимы (географические названия) славянского происхождения с окончанием на ев(о), -ов(о), -ёв(о), -ын(о), -ин(о) нужно склонять: во Внукове, в Домодедове, в Толмачеве и т.п. Если вы имеете в виду аэропорт с одноименным названием, правильно — во Внуково, в Домодедово, в Толмачево, в Пулково. Не склоняются топонимы среднего рода с окончанием на -о при употреблении с родовым именем (типом населенного пункта): в данном случае склоняется только родовое имя. Например, в городе Одинцово. Здесь и здесь обо всем подробно написано. Меня в школе учили, что топонимы среднего рода никогда не склоняются. А теперь выясняется, что неправильно учили? автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Владимир-2012 8 лет назад Начну с цитаты (из новостей): Топонимы славянского происхождения на -ово, -ёво, -ево, -ино, -ыно традиционно склонялись. В последние десятилетия (примерно с конца 60-х годов XX века) обнаружилась тенденция к несклоняемым формам. Изначально несклоняемая форма использовалась лишь в среде военных и географов, во избежание путаницы. Затем эта форма стала распространяться в разговорном языке. На сегодняшний день строгой литературной нормой признается склоняемая форма. В разговорной речи допускаются обе формы: склоняемая и несклоняемая. Следует иметь в виду, что с родовым словом (аэропорт, посёлок, деревня и т.п.) данные топонимы не склоняются. Также как правило не склоняются топонимы, образованные от собственного имени известного лица, например: “отдыхали в Репино” (а не в Репине). Но на этот счет до сих пор идут споры – как правильно говорить. Одни считают, что ВСЕ русские слова следует склонять (например, Лев Успенский). А другие предлагают не склонять топонимы, образованные от известных собственных имен, чтобы не было курьёза. Чтобы фраза: “отдыхали в Репине” не толковалась, как “отдыхали внутри художника И.Е.Репина”. На БВ подобные вопросы часто появляются. См. тут, тут, тут. Чтобы не путаться при написание этого топонима Внуково и аналогичных других топонимов русского происхождения, которые относятся мужскому или среднему роду, предлагаю не склонять их. Современные правила русского языка это допускают, причем вполне возможно, что очень скоро это станет и нормой литературной речи. потому что тенденция есть. Что касается Внуково, то это может быть например аэропорт или район, то есть существительное мужского рода, а может быть село, то есть существительное среднего рода. При использовании этого слова в сочетании с название географического объекта мы даже по литературным нормам его не склоняем. Поэтому если вы сомневаетесь как правильно сказать, добавляйте в аэропорту Внуково, в селе Внуково и все будет правильно. -Irinka- 6 лет назад Согласно данному правилу во ВнуковО нужно писать “О”: Если на конце ударное “О” – слово не склоняется. ВнуковО. Во внуково. В том случае, если конечное “О” безударную, тогда слово склоняется. Пример: мИтино. В митинЕ. лена1103 8 лет назад во внуково. это именноке наречиекоторое не сколняется. Красное облако 4 года назад Правильно с буквой “О” в конце слова, то есть вот так: “Во Внуково”, гласная “О” находится в конце слова и более того буква под ударением, а это значит что слово не склоняется. “Во Внукове” это ошибочный вариант написания слова. Знаете ответ? |
From Wikipedia, the free encyclopedia
Vnukovo International Airport Международный аэропорт Внуково |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||
Summary | |||||||||||||
Airport type | Public | ||||||||||||
Operator | JSC “Vnukovo Airport” | ||||||||||||
Serves | Moscow metropolitan area | ||||||||||||
Location | Moscow | ||||||||||||
Hub for |
|
||||||||||||
Elevation AMSL | 209 m / 686 ft | ||||||||||||
Coordinates | 55°35′46″N 37°16′03″E / 55.59611°N 37.26750°ECoordinates: 55°35′46″N 37°16′03″E / 55.59611°N 37.26750°E | ||||||||||||
Website | vnukovo.ru | ||||||||||||
Map | |||||||||||||
VKO Location of the airport in Moscow Oblast VKO Location of the airport in Russia VKO Location of the airport in Europe |
|||||||||||||
Runways | |||||||||||||
|
|||||||||||||
Statistics (2018) | |||||||||||||
|
|||||||||||||
Sources: Russian Federal Air Transport Agency (see also provisional 2018 statistics)[2] |
Vnukovo, formally Vnukovo Andrei Tupolev International Airport (named after Andrei Tupolev) (Russian: Внуково, IPA: [ˈvnukəvə]) (IATA: VKO, ICAO: UUWW), is a dual-runway international airport located in Vnukovo District, 28 km (17 mi) southwest of the centre of Moscow, Russia. It is one of the four major airports that serve Moscow, along with Domodedovo, Sheremetyevo, and Zhukovsky. In 2019, the airport handled 24.01 million passengers, representing an increase of 12% compared to the previous year. It is the tenth-busiest airport in Europe.
History[edit]
Old terminal (pictured in 2000)
Vnukovo is Moscow’s oldest operating airport. It was opened and used for military operations during the Second World War, but became a civilian facility after the war. Its construction was approved by the Soviet government in 1937, because the older Khodynka Aerodrome (located much closer to the city centre, but closed by the 1980s) was becoming overloaded. Vnukovo was built by several thousand inmates of Likovlag, a Gulag concentration camp created specifically for this purpose, and opened on 1 July 1941. During the Great Patriotic War, it was used as a military airbase; passenger services started after the war.
On 15 September 1956, the Tupolev Tu-104 jetliner made its first passenger flight from Moscow Vnukovo to Irkutsk via Omsk.
On 4 November 1957, a plane carrying Romanian Workers’ Party officials, including the most prominent politicians of Communist Romania (Gheorghe Gheorghiu-Dej, Chivu Stoica, Alexandru Moghioroș, Ştefan Voitec, Nicolae Ceauşescu, Leonte Răutu, and Grigore Preoteasa), was involved in an accident at Vnukovo Airport. Preoteasa, who was minister of foreign affairs at the time, was killed, as was the aircraft’s crew. Several others were seriously injured.
The first passenger flights of the IL-18 (Moscow to Alma-Ata on 20 April 1956) and Tu-114 (Moscow to Khabarovsk on 24 April 1961) were also made from Vnukovo Airport. In 1980, Vnukovo was expanded because of the 22nd Summer Olympic Games. In 1993, Vnukovo Airport became a joint-stock company.
A massive reconstruction and strategic development programme commenced at Vnukovo International in late 2003, following the transfer by the federal government of the controlling stake in the airport to the government of Moscow.
As part of the Airport Strategic Development Plan, these projects were completed between 2003 and 2005:
- April 2004: New Terminal B was opened. The terminal currently handles international passengers, but in the future, it will be converted to handle domestic flights or to fulfill any other dedicated functions to be determined at a later date. The terminal’s total floor space offering stands at 80,000 m2 (861,000 sq ft), allowing for an annual passenger throughput capacity of four million.
- August 2005: Vnukovo’s Aeroexpress rail link to Kiyevsky Rail Terminal was opened.
- December 2010: New Terminal A was opened.
- Summer 2016: All flights served by Terminal B were transferred into Terminal A, and Terminal B was closed.
Vnukovo is Europe’s busiest airport for international flights by larger private planes.[3]
Location and capacity[edit]
Of the three Moscow airports, Vnukovo is the highest (204 m (669 ft) above sea level), so in case of fog, it has frequently served as an alternative airport.[4]
The airfield has two intersecting runways of 3,500 m (11,500 ft) and 3,060 m (10,040 ft) in length. Each runway is 60 m (200 ft) wide, with 10 m-wide safety shoulders on each side. The joint runway capacity is 60 aircraft movements per hour. Runway 24 is mostly used for departures, while Runway 01 is for landings.
The airport has two passenger terminals (Terminal A and Terminal B), one general aviation terminal (for charter and business flights), one cargo terminal, and 60 aircraft stands.
The airport can handle a maximum of 10,100 passengers per hour,[5] and 4,000 people are employed there. In 2013, the airport handled almost 11.18 million passengers, representing a 15.3% increase compared to 2012.[6] In February 2014 the airport handled 722,500 passengers, an increase of 23.8% compared to February 2013, partly attributed to expansion by Utair.[7]
Vnukovo Airport is equipped with a VIP hall, which is used by many political leaders and important people visiting Russia. The Russian President also uses Vnukovo’s VIP facility. The Tupolev airliner rework facility is located at the edge of the airport, and major overhaul and modification programmes are carried out in several large aircraft hangars. On the northern perimeter of the airport, the government VIP transport wing is located, operating head-of-state flights for high-ranking government officials. Thus, the airport is occasionally closed for regular flights when VIP flights arrive or depart.
Further expansion[edit]
The prospective development programme was intended to last until 2015,[needs update] and was aimed at transforming Vnukovo International into a highly competitive air transportation hub of international significance – one that would offer a comprehensive range of quality services to both its passengers and its tenant carriers.
A new international passenger Terminal A will have a total floor space of 250,000 m2 (2,700,000 sq ft) and passenger throughput capacity of 7,800 passengers per hour, making a total capacity of 18–20 million passengers annually.[8] This will open up many opportunities for the tenant airlines to expand and improve the quality of their customer service at the airport, and ensure the introduction of international-quality service and comfort overall. The sprawling terminal building will be located on the site of the existing domestic passenger terminal, and will also serve as a springboard for the subsequent development of the entire adjacent landside area both next to the terminal and further out towards Vnukovo Settlement. The oldest of the Vnukovo passenger terminals, dating back to 1941, will be demolished by the time construction of the new one goes ahead (it was started to be dismantled in November 2005). The existing domestic Terminal 2, built in the late 1970s, will continue in operation until its eventual demolition during the final phase of construction and replacement with the new terminal.
The expansion plans include lengthening one of the two V-configured runways (3,500 m (11,500 ft) and 3,060 m (10,040 ft) long) to 3,800 m (12,500 ft) and upgrading the instrument landing system from the present CAT II to CAT III. The existing taxiways are to be extended as part of the expansion and new ones will also be built, along with a brand new control tower, an extension to the cargo terminal, and a multistory car park.
Terminals[edit]
Terminal A is the only terminal used both for domestic and international flights. Terminals B and D are out of service as of October 2017.
Airlines and destinations[edit]
Airlines | Destinations |
---|---|
Aero Nomad Airlines | Bishkek,[9] Osh[10] |
Air Dilijans | Yerevan |
Azerbaijan Airlines | Baku |
Azimuth | Astana, Elista, Grozny, Krasnodar, Omsk, Pskov, Rostov-on-Don, Saint Petersburg[11] |
Azur Air[12][13] | Seasonal: Cancún, La Romana, Nha Trang, Sanya, Varadero Seasonal charter: Abu Dhabi,[14] Agadir, Antalya, Bodrum,[15] Colombo–Bandaranaike, Dalaman, Djerba, Dubai–International, Enfidha, Gazipaşa, Goa–Dabolim,[16] Pataya, Phuket, Phu Quoc, Taiyuan, Sharm El Sheikh, Zanzibar |
Belavia | Minsk[17] |
Conviasa[18] | Caracas |
Fly Baghdad | Baghdad[19] |
flydubai | Dubai–International |
FlyOne | Yerevan[20] |
Gazpromavia | Bovanenkovo, Nadym, Novy Urengoy, Noyabrsk, Tyumen, Ufa, Yamburg, Yekaterinburg |
I-Fly[21] | Seasonal charter: Antalya, Bangkok-Suvarnabhumi, Bodrum, Changsha, Fuzhou,[22] Guiyang,[22] Haikou,[22] Hangzhou,[22] Jinan,[22] Nanchang,[22] Nanjing,[22] Nanning,[22] Phuket, Podgorica, Punta Cana, Sanya,[22] Shenyang, Shenzhen,[22] Saint Petersburg, Taiyuan,[22] Tianjin, Wuhan, Xi’an, Zhengzhou[22] |
Iraqi Airways | Baghdad |
Mahan Air | Tehran–Imam Khomeini |
Nouvelair | Seasonal: Monastir |
Pobeda | Antalya, Gorno-Altaysk, Gyumri, Istanbul,[23] Istanbul–Sabiha Gökçen, Kaliningrad, Krasnodar, Kurgan,[24] Makhachkala, Mineralnye Vody, Novosibirsk, Perm, Petrozavodsk, Saint Petersburg, Saransk, Saratov, Sharm El Sheikh, Sochi, Stavropol, Surgut, Tobolsk, Tomsk, Tyumen, Ufa, Ulan-Ude,[25] Ulyanovsk–Baratayevka, Volgograd, Voronezh, Yekaterinburg Seasonal: Anapa, Bodrum, Dalaman, Dubai–International, Gazipaşa |
Rossiya Airlines | Saint Petersburg |
RusLine | Belgorod, Bryansk,[26] Elista, Ivanovo, Kaliningrad, Kaluga, Kazan,[26] Kirov, Kursk, Lipetsk, Penza, Saransk,[27] Tambov, Ulyanovsk–Baratayevka, Vorkuta, Voronezh, Yoshkar-Ola Seasonal: Saratov |
SCAT Airlines | Aktau, Aktobe, Astana,[28] Shymkent |
Shirak Avia | Yerevan[29] |
Syrian Air | Damascus |
Turkish Airlines | Antalya, Istanbul Seasonal: Bodrum, Dalaman |
Utair | Baku, Bukhara, Dushanbe, Fergana, Grozny, Kaliningrad, Kazan, Khanty-Mansiysk, Kogalym, Krasnodar, Krasnoyarsk–International, Kurgan, Magas, Makhachkala, Mineralnye Vody, Minsk, Murmansk, Nakhchivan, Naryan-Mar, Noyabrsk, Rostov-on-Don, Saint Petersburg, Samara, Samarkand, Sochi, Stavropol, Surgut, Syktyvkar, Tashkent, Tyumen, Ufa, Ukhta, Usinsk, Vladikavkaz, Yakutsk, Yerevan Seasonal: Anapa, Beloyarsky, Gelendzhik[30] Seasonal charter: Zanzibar |
Vologda Aviation Enterprise | Vologda |
Yakutia Airlines | Makhachkala,[31] Mineralnye Vody,[32] Neryungri, Novokuznetsk,[32] Pevek, Sabetta, Sochi, Yakutsk |
Yamal Airlines | Tyumen |
Statistics[edit]
Annual traffic[edit]
Year | Passengers | % Change |
---|---|---|
2010 | 9,460,292 | |
2011 | 8,197,162 | |
2012 | 9,699,452 | |
2013 | 11,175,142 | |
2014 | 12,733,118 | |
2015 | 15,815,129 | |
2016 | 13,946,688 | |
2017 | 18,139,000 | |
2018 | 21,478,000 | |
2019 | 24,001,521 | |
2020 | 12,565,241 |
Ground transportation[edit]
Rail[edit]
Moscow Aeroexpress |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Legend |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Aeroexpress direct line connects Vnukovo Airport and Kiyevsky Rail Terminal in Moscow city centre was opened in August 2005. One-way journey costs 500 rubles (420 rubles for online purchase)[34] (as of November 2017). The journey takes 35 minutes.
Bus[edit]
Moscow city can be reached by the municipal Mosgortrans bus lines: 611 – reaches two consecutive stations (Troparyovo and Yugo-Zapadnaya) of Moscow Metro Sokolnicheskaya Line, 611k (Russian: 611к) reaches only the nearest Salaryevo station of Moscow Metro Sokolnicheskaya Line, but avoids the often congested crossing with MKAD road; nearby Rumyantsevo station is only easily accessible on the way to the airport, not away from it. The fare is 50 rubles (as of September, 2016; eq. to 0.77
US$), travel time 20-35 min. by schedule.
Private marshrutka line 45 also serves this direction. One-way journey costs 150 rubles (as of February 2016; eq. to 2 US$). Due to heavy traffic in Moscow, journey takes 15 minutes to 1 hour.
Taxi[edit]
Several taxi services to Moscow city and suburbs are available at the airport. Uber, Gett, Yandex.Taxi and local transportation network companies offer flat rate trips to anywhere in Moscow.
Metro[edit]
The project of the future Vnukovo Metro Station, that will open in 2022
The Government of Moscow, as a part of metro line 8 (Kalininsko-Solntsevskaya) expansion, plans to open a Metro station to serve the airport. It is scheduled to be completed in 2023 as a new terminus station from Rasskazovka.
Other facilities[edit]
Previously Vnukovo Airlines had its head office at the airport.[35]
Ownership[edit]
The airport is co-owned by the Russian state and Russian businessman Vitaly Vantsev and his partners. In March 2018, Qatar Airways announced plans to buy a 25 percent stake in Vnukovo Airport.[36]
Accidents and incidents[edit]
- On 21 December 1943, a Lisunov Li-2 crashed while on a training flight due to a defect in the left rear fuel tank.[37]
- On 4 March 1944, Douglas C-47A crashed into a Bell P-39Q Airacobra on the ground while attempting to execute a go-around.[38]
- On 5 November 1946, Douglas C-47B crashed after the crew decided to go-around some 300 m (980 ft) past a landing sign. The aircraft was flying low and engine power was sharply increased. The aircraft went into a steep climb, lost speed and crashed 600 m (2,000 ft) from the landing sign.[39]
- On 5 November 1946, an Aeroflot-Lithuania Lisunov Li-2 crashed due to fuel exhaustion after repeated approach attempts while in a holding pattern.[40]
- On 1 July 1947, an Aeroflot Ilyushin Il-12 crashed after the left engine failed on takeoff, causing a loss of airspeed.[41]
- On 29 March 1951, an Aeroflot Ilyushin Il-12P crashed during which the right propeller struck the top of a radio tower.[42]
- On 14 June 1957, an Ilyushin Il-14P operating LOT Polish Airlines Flight 232 crashed after the crew did not follow instruction to use an instrument approach.[43]
- On 4 November 1957, an Ilyushin Il-14P belonging to the Romanian Government crashed on approach in the fog.[44]
- On 2 September 1959, an Ilyushin Il-18B suffered significant structural damage, forcing it to make an emergency landing. The aircraft was written off.[45]
- On 23 October 1959, Aeroflot Flight 200 crashed in a forest on approach and was destroyed by fire, killing 28 of the 29 people aboard.[46]
- On 26 August 1969, an Aeroflot Ilyushin Il-18B crashed after the crew forgot to lower the landing gear, killing 16 passengers.[47]
- On 10 October 1971, Aeroflot Flight 773 crashed shortly after takeoff when an explosive device on board detonated, killing all 25 people aboard.[48]
- On 3 January 1976, Aeroflot Flight 2003, a Tupolev Tu-124, crashed 7 kilometres (4.3 mi) west of Vnukovo Airport after both artificial horizons failed in IMC.
- On 17 March 1979, Aeroflot Flight 1691 crashed 1.5 kilometres (0.93 mi) away from the runway while attempting to return to the airport.[49]
- On 2 June 1980, a Soviet Air Force Antonov An-22A suffered an in-flight fire and crashed short of the runway.[50]
- On 16 January 2010, Utair Boeing 737-500 VQ-BAC departed the runway on landing and was substantially damaged when the nosewheel collapsed.[51]
- On 29 December 2012, a Red Wings TU-204 overran the runway, hitting the M3 highway. The aircraft burst into flames and broke into three pieces, with dashcam footage showing a car being hit by the debris. Five people were killed.[52]
- On 20 October 2014, a Dassault Falcon 50 collided on take-off with a snow plow, killing all four people on board, including the CEO of Total S.A. oil and gas company Christophe de Margerie.
- In 2021, a young male passenger murdered a female airline staff member at the airport. They were said to have arranged a rendezvous after a flight. He fled and was caught after a few days on the run.[53]
See also[edit]
- List of the busiest airports in Russia
- List of the busiest airports in Europe
- List of the busiest airports in the former USSR
References[edit]
- ^ Авиакомпания “РусЛайн” меняет аэропорт базирования в Москве. www.rusline.aero (in Russian). Airline “RusLine”. Retrieved 19 March 2018.
- ^ “Объемы перевозок через аэропорты России” [Transportation volumes at Russian airports]. www.favt.ru (in Russian). Federal Air Transport Agency. Retrieved 23 October 2018.
- ^ Advertising to the super-rich: Posters for plutocrats
- ^ “Vnukovo international airport”. Retrieved 20 January 2015.
- ^ “vnukovo.ru – Facts and figures”. Retrieved 10 October 2014.
- ^ “Vnukovo Airport passenger statistics for 2017”. Retrieved 17 January 2018.
- ^ “Growth at Vnukovo”. Airliner World: 12. May 2014.
- ^ “Vnukovo international airport”. Retrieved 20 January 2015.
- ^ “Home”. Aero Nomad.
- ^ “On February 10, the domestic Aero Nomad Airlines operated the first regular flight Osh-Moscow-Osh, thereby increasing the number of regular flights from Osh to Moscow”. Aero Nomad Airlines. 10 February 2023. Retrieved 7 April 2023.
- ^ “Azimuth adds Moscow – St. Petersburg service from July 2022”. AeroRoutes. 7 July 2022. Retrieved 8 July 2022.
- ^ “Flight map”. azurair.ru.
- ^ “TUI Flight Program”. agent.tui.ru.
- ^ Liu, Jim (3 October 2019). “AZUR Air adds Abu Dhabi service from Nov 2019”. routesonline.com.
- ^ Liu, Jim (13 May 2019). “AZUR Air adds 777-300ER Moscow – Bodrum service in W19”. Routesonline. Retrieved 13 May 2019.
- ^ “AZUR AIR NW22 MOSCOW – GOA OPERATIONS”. Aeroroutes. Retrieved 1 November 2022.
- ^ “Belavia resumes Moscow Vnukovo service from mid-July 2022”. AeroRoutes. July 25, 2022. Retrieved July 26, 2022.
- ^ “Russian Government Announces New Moscow-Caracas Route”. airwaysmag.com. 25 March 2021.
- ^ “Еще одна иракская авиакомпания планирует возить россиян в Багдад”.
- ^ “FLYONE | News”.
- ^ “I-Fly Destinations”. iflyltd.ru. 20 June 2018.
- ^ a b c d e f g h i j k l “Russia’s iFly Airlines extends its China connections”. routesonline.com. 20 June 2018.
- ^ Liu, Jim. “Pobeda increases Istanbul flights form Nov 2020”. Routesonline. Retrieved 21 October 2020.
- ^ Liu, Jim. “Pobeda adds Moscow – Kurgan service in Oct 2020”. Routesonline. Retrieved 17 September 2020.
- ^ ““Победа” с апреля возобновит рейсы из Москвы в Улан-Удэ”. tourism.interfax.ru. 18 February 2021.
- ^ a b Liu, Jim (20 December 2019). “RusLine adds new domestic sectors in 1Q20”. Routesonline. Retrieved 20 December 2019.
- ^ “Открытие нового рейса Саранск – Москва в сентябре”. www.rusline.aero. Авиакомпания «РусЛайн». Retrieved 20 August 2019.
- ^ Liu, Jim (24 June 2019). “SCAT adds Nur-Sultan – Moscow service from July 2019”. Routesonline. Retrieved 24 June 2019.
- ^ “Shirak Avia Expands Russia Network in 4Q22”. Aeroroutes. 29 November 2022. Retrieved 29 November 2022.
- ^ “Авиакомпания “ЮТэйр” – Utair свяжет Сибирь и Юг России”. www.utair.ru. Retrieved 29 May 2019.
- ^ Liu, Jim. “Yakutia adds Moscow – Makhachkala service from late-Sep 2020”. Routesonline. Retrieved 18 September 2020.
- ^ a b Liu, Jim. “Yakutia W19 Domestic network additions”. Routes. Retrieved 24 October 2019.
- ^ Аэропорт Внуково в 2018 году стал вторым в Европе по приросту пассажиропотока. corp.vnukovo.ru (in Russian).
- ^ “Fares and services”. Aeroexpress. Archived from the original on 2016-03-02. Retrieved 2016-02-20.
- ^ Accident Investigation Board Norway (2 November 1999). “Report on the Accident to Vnukovo Airline’s Tupolev Tu-154M RA 85621 Near Svalbard Airport Longyear, Norway on 29 August 1996”. Retrieved 21 August 2014. p. 4/121. “Owner: Vnukovo Airlines 1st Ulitsa Relsovaya 12 Vnukovo Airport Moscow, 103027, Russia”
- ^ “Qatar Airways plans to buy stake in Russian airport as emir visits Moscow”. Reuters.com. 27 March 2018. Retrieved 2018-06-03.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Lisunov Li-2 CCCP-L4032 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Douglas C-47A-1-DK (DC-3) CCCP-L875 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Douglas C-47B-5-DK (DC-3) CCCP-L946 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Lisunov Li-2 CCCP-L4207 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Ilyushin 12P CCCP-L1317 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Ilyushin 12P CCCP-L1313 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Ilyushin 14P SP-LNF Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Ilyushin 14P YR-PCC Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Ilyushin 18B CCCP-75676 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Ilyushin 14P CCCP-41806 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Ilyushin 18B CCCP-75708 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Tupolev 104B CCCP-42490 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19790317-1%7CTupolev Tu-104B accident Mar 17 1979
- ^ Ranter, Harro. “ASN Aircraft accident Antonov 22A CCCP-09311 Moskva-Vnukovo Airport (VKO)”. aviation-safety.net. Retrieved 2017-04-13.
- ^ “Recent accidents / incidents worldwide”. JACDEC. Retrieved 17 January 2010.
- ^ “TU-204 RA-64047 29.12.2012”. mak-iac.org. Interstate Aviation Committee. Retrieved 7 May 2019.
- ^ “Flight attendant strangled to death during hotel meet-up”.
External links[edit]
Media related to Vnukovo International Airport at Wikimedia Commons
- Vnukovo International Airport official website (in English and Russian)
- Historical weather records for Vnukovo
- International airport Vnukovo
- Current weather for UUWW at NOAA/NWS
- Accident history for VKO at Aviation Safety Network