Меню
Меню

Аня никак не могла запомнить как пишется глагол с корнем шел

  1. Главная

  2. ГДЗ

  3. 4 класс
  4. Русский язык
  5. Климанова, Бабушкина. Учебник

  6. Упражнения 152 – 196
  7. Упражнение 177. Часть 1

Вернуться к содержанию учебника

Упражнения 152 – 196. Страница 103

172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182

Вопрос

Аня никак не могла запомнить, как пишется глагол с корнем шёл. Учительница посоветовала ей подобрать разные глаголы с этим корнем. Аня выполнила задание. Помогите Ване оценить её работу.

Ответ

172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182


Вернуться к содержанию учебника


👉 Ответы к странице 120. Русский язык 4 класс учебник 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева, Т. В. Бабушкина.

Упражнение 194

Прочитайте строки из произведения Константина Паустовского. Выпишите слова, однокоренные со словом дремать. Выделите в них корень. Укажите, какой частью речи является каждое выписанное слово.

  1. Запишите ответы на вопросы.
  2. Как назывался лесной край к северу от Оки?
  3. О чём говорил писатель с Аркадием Гайдаром?
    Чем они восхищались?
  4. Почему лесные дебри называли дремучими?
  5. Как в народе называют кукушкины слёзы?

Ответ

Ответ по Русскому языку 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 120 упражнение 194

  1. Лесной край к северу от Оки назывался дремучим.
  2. Константин Паустовский говорил с Аркадием Гайдаром о старом народном выражении «дремучие леса». Писатели восхищались точностью русского языка.
  3. Лесные дебри называли дремучими, потому что они как бы цепенели в дремоте.
  4. Цветы «кукушкины слезы» в народе называют дремой.

Упражнение 195

Аня никак не могла запомнить, как пишется глагол шёл. Учительница посоветовала ей подобрать несколько однокоренных глаголов. Аня выполнила задание. Помогите Ване оценить её работу.

Ответ

Ушёл, зашёл, нашёл, вышел, пошёл – написано правильно.

Всё написал и ушол – допущена ошибка. Следует писать ушёл.

Категория: ГДЗ Русский язык учебник 4 класс 1 часть, Климанова, Бабушкина

Упражнение 194

Прочитайте строки из произведения К. Па­устовского. Выпишите слова, однокоренные со словом дремать. Выделите в них корень. Укажите, какой частью речи является каждое выписанное слово.
   Лесной край к северу от Оки назывался дремучим. Я исходил по тамошним лесам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром. Мы не раз говорили о старом народном выражении «дремучие леса», восхищаясь точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали леса, лесные озёра и реки. По берегам рек росли цветы — кукушкины слёзы, которые народ назвал дрёмой.

Запишите ответы на вопросы.

1. Как назывался лесной край к северу от Оки?

   Лесной край к северу от Оки назывался дремучим.

2. О чём говорил писатель с Аркадием Гайдаром? Чем они восхищались?

Писатель с Аркадием Гайдаром говорил о старом народном выражении “дремучие леса”. Они восхищались точностью русского языка.

3. Почему лесные дебри называли дремучими?

Лесные дебри называли дремучими, потому что они как бы цепенели в дремоте.

4. Как в народе называют кукушкины слёзы?

Кукушкины слезы в народе называют дремой.

Дремуч[им] (прил.), в дремот[е] (сущ.), дрема л[и] (глагол), дрём[ой] (сущ.)

Упражнение 195

Аня никак не могла запомнить, как пишется глагол шёл. Учительница посоветовала ей подобрать несколько однокоренных глаголов. Аня выполнила задание. Помогите Ване оценить её работу.

Ответ

Ушёл, зашёл, нашёл, вышел, пошёл – написано правильно. Ушол – неправильно.

Слово «никак», явля­ю­ще­е­ся отри­ца­тель­ным место­имен­ным наре­чи­ем, пишет­ся слит­но с без­удар­ной при­став­кой ни-. Частица «не» со сло­вом «как» встре­ча­ет­ся в выра­же­нии «всё не как у людей».

Чтобы понять, поче­му это сло­во пишет­ся с бук­вой «и» и слит­но, опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит и спо­соб обра­зо­ва­ния.

  • Часть речи слова «никак»
  • Правописание слова «никак»
    • Как пишется «всё не как у людей»?
    • «Никак иначе» как пишется?
  • Раздельное написание «ни» со словом «как»
  • «Как никак» или «как-никак»?
    • «Как-никак» и запятая

Часть речи слова «никак»

Аня ника́к не мог­ла запом­нить, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «никак».

В этом пред­ло­же­нии инте­ре­су­ю­щее нас сло­во зави­сит от глагола-сказуемого с отри­ца­ни­ем «не», уси­ли­ва­ет это отри­ца­ние и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

не мог­ла запом­нить как?

Это сло­во кон­крет­но не обо­зна­ча­ет образ дей­ствия, а толь­ко ука­зы­ва­ет на него с отри­ца­тель­ным зна­че­ни­ем. Рассматриваемая лек­се­ма не изме­ня­ет­ся. Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки поз­во­лят утвер­ждать, что это место­имен­ное отри­ца­тель­ное наре­чие, как и сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • нико­гда
  • нику­да
  • нигде
  • ниот­ку­да

«НИКАК» или «НИ КАК» как пишется, слитно или раздельно?

Правописание слова «никак»

Рассматриваемое наре­чие обра­зо­ва­но с помо­щью при­став­ки ни- от одно­ко­рен­но­го сло­ва этой же части речи:

как — никак

Наречие «никак» пишет­ся слит­но с при­став­кой ни-.

Он не мог посту­пить ника́к ина­че.

А по-другому ника́к нель­зя отве­тить.

Если воз­ни­ка­ет сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся это сло­во, с бук­вой «и» или «е», то поста­вив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что при­став­ка ни- явля­ет­ся без­удар­ной:

ника́к — приставка/корень.

В соста­ве отри­ца­тель­ных место­име­ний и наре­чий без­удар­ная при­став­ка ни- пишет­ся с бук­вой «и».

И, наобо­рот, при­став­ка не- в соста­ве наре­чий и место­име­ний явля­ет­ся удар­ной.

Сравним:

  • не соби­рать­ся никуда́ — не́куда пой­ти;
  • не знать никогда́ — не́когда дру­жи­ли;
  • появить­ся ниотку­да́ — не́откуда взять;
  • не вид­но нигде́ — не́где узнать;
  • не ска­зать никому — не́кому сооб­щить.

Отрицательное место­имен­ное наре­чие «никак» пишет­ся с без­удар­ной при­став­кой ни- слит­но.

Как пишется «всё не как у людей»?

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние части­цы «не» со сло­вом «как» в устой­чи­вом соче­та­нии:

У них всё не как у людей.

Это крат­кое емкое выра­же­ние, часто исполь­зу­е­мое в раз­го­вор­ной речи, мож­но раз­вер­нуть в пол­ное выска­зы­ва­ние:

У них все про­ис­хо­дит не так, как у людей.

Такое пере­фра­зи­ро­ва­ние выра­же­ния помо­жет понять, что сло­во «как» в этом кон­тек­сте явля­ет­ся срав­ни­тель­ной части­цей. Частицы «не» и «как» в устой­чи­вом выра­же­нии «всё не как у людей» пишут­ся раз­дель­но.

«Никак иначе» как пишется?

Оборот «никак ина­че» сино­ни­ми­чен сло­вам «оче­вид­но», «одно­знач­но», «без вари­ан­тов». В этом сло­во­со­че­та­нии наре­чие «никак» пишет­ся слит­но.

Он не мог посту­пить ника́к ина­че.

Ника́к ина­че мы это не пред­став­ля­ли себе.

Раздельное написание «ни» со словом «как»

Отличаем слит­ное напи­са­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го наре­чия от раз­дель­но­го напи­са­ния части­цы «ни» и отно­си­тель­но­го наре­чия «как», явля­ю­ще­го­ся союз­ным сло­вом в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии

Матрос не пом­нил, ни как его вышвыр­ну­ло вол­ной за борт шху­ны, ни как он доплыл до бли­жай­шей ска­лы.

«Как никак» или «как-никак»?

Некоторые наре­чия обра­зу­ют­ся спо­со­бом повто­ра одно­ко­рен­ных лек­сем или сино­ни­мич­ных слов, напри­мер:

  • еле-еле идти;
  • чуть-чуть при­щу­рил­ся;
  • шито-крыто
  • волей-неволей
  • крепко-накрепко при­бить.

Наречия, обра­зо­ван­ные повто­ром одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных слов, пишут­ся с дефи­сом.

Слово «как-никак» обра­зо­ва­но спо­со­бом повто­ре­ния одно­ко­рен­ных лек­сем, поэто­му выбе­рем дефис­ное напи­са­ние.

Наречие «как-никак» пишет­ся с дефи­сом.

«Как-никак» и запятая

Часто воз­ни­ка­ет вопрос: сле­ду­ет ли выде­лить сло­во «как-никак» запя­той?

Теперь как-никак пять часов, и всем пора гото­вить ужин (Джек Лондон. Дочь сне­гов).

Это наре­чие сино­ни­мич­но сло­вам «всё-таки», «вме­сте с тем», «всё же». Определив часть речи это­го слож­но­го сло­ва и его син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства в пред­ло­же­нии, выяс­ним, что оно не явля­ет­ся ввод­ным сло­вом.

Понаблюдаем за упо­треб­ле­ни­ем рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва:

Этот пода­рок тебе как-никак от само­го Деда Мороза.

Двухдневный отдых как-никак вос­ста­но­вил силы тури­стов после дли­тель­но­го пере­хо­да.

Как-никак речь идет об инте­рес­ном откры­тии уче­ных.

Наречие «как-никак» не выде­ля­ет­ся запя­ты­ми.

Если в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре встре­ча­ет­ся выде­ле­ние сло­ва «как-никак» запя­ты­ми, то эта поста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния явля­ет­ся автор­ской.

Помощь абитуриенту

Войти

Войти

Чужой компьютер

Регистрация&nbsp&nbsp&nbspЗабыли пароль?

Аня никак не могла запомнить как пишется глагол с корнем шел

  • Главная страница
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Гуманитарные дисциплины
  • Экономические дисциплины
  • Юридические дисциплины
  • Прочие вопросы

Помощь Абитуриенту » Аня никак не могла запомнить, как пишется глагол с корнем шёл.

Аня никак не могла запомнить, как пишется глагол с корнем шёл. Учительница посоветовала ей подобрать разные глаголы с этим корнем. Аня выполнила задание. Помогите Ване оценить её работу.

Ответов: 1 | Категория вопроса: Подготовка к ЕГЭ

Ответы:

Педагог

ответ к заданию по русскому языку 

Составьте пары: съедобный гриб и ядовитый гриб, с которым его можно

1

Прочитайте. Озаглавьте текст.
Из Москвы мне прив..зли небольшой перочинный ножич..к с

1

Плотин считает, что из небесных тел наихудшее —
(*ответ*) Земля
 Луна

1

Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?

1

Если машина окрашена в белый цвет, то, находясь в летний день

1

Денежный сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий, либо выдачу документов

1

На поршень насоса действует сила 204 кН. Чему равна работа за

1

Функция глюкозы в белке

1

Основание пирамиды — ромб, длина стороны которого равна 8 см, а

1

В модели Манделла «распределение ролей» между ЦБ и Министерством финансов определяется

1

Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной

3

В Казахстане строительство пароходства на Балхаше, по Или и Иртышу началось

1

При встрече 8 человек обменялись друг с другом адресами. Сколько при

1

Ночным временем считается время
(*ответ*) с 22.00 часов до 6.00 часов

1

Спишите, обозначая приставки. • Укажите предложение, которое соответствует схеме:

1

Форма государственного устройства, где административно-территориальные образования не имеют политической самостоятельности, определяется

1

Наверх

Содержание

  1. Ответы к странице 115 упражнения 178-179, учебник русский язык Климанова 4 класс 1 ч.
  2. Упражнение 178
  3. Упражнение 179

Ответы к странице 115 упражнения 178-179, учебник русский язык Климанова 4 класс 1 ч.

Упражнение 178

Запишите слова под диктовку друг друга. Организуйте взаимопроверку.

С..ездить в город, под..ёмный кран, с..едобный гриб, с..ёмка фильма, с..ехать с горы, с..ёжиться от холода, с..езд учителей, раз..ярить медведя, под..ехать к даче, по..иск книги, раз..учить песню, от..ыскать ручку, раз..ыграть сценку, без..обидный зверёк, по..ехать на троллейбусе.

Съездить в город, подъёмный кран, съедобный гриб, съёмка фильма, съехать с горы, съёжиться от холода, съезд учителей, разъярить медведя, подъехать к даче, поиск книги, разучить песню, отыскать ручку, разыграть сценку, безобидный зверёк, поехать на троллейбусе.

Во всех ли словах надо писать разделительный твёрдый знак?

Упражнение 179

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

1. Мы об..ехали весь свет, за морем жит..ё не худо. (А. Пушкин) 2. Вокруг носа в..ётся, а в руки не даётся. 3. На работу с радост..ю, а с работы с гордост..ю. 4. Ивашка подошёл к старику и об..яснил ему, в чём дело. (А. Гайдар) 5. Не будь овцой, так волк не с..ест. 6. Славяне жилибольшими сем..ями. 7. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел.

1. Мы об ъ ехали весь свет, за морем жит ь ё не худо. (А. Пушкин.) 2. Вокруг носа в ь ётся, а в руки не даётся. 3. На работу с радост ь ю, а с работы с гордост ь ю. 4. Ивашка подошёл к старику и об ъ яснил ему, в чём дело. (А. Гайдар.) 5. Не будь овцой, так волк не с ъ ест. 6. Славяне жили большими сем ь ями. 7. Не за то волка б ь ют, что сер, а за то, что овцу с ъ ел.

Источник

152. Разберите слова по составу. Приведите при­меры слов с данными корнями и запишите их.

Перевозка, заросли, столовая, переходная, берё­зонька, заморозки, море, дом.

153. Спишите слова. Разберите их по составу. Не забудьте о нулевом окончании.

Пристройка, переезд, школьница, одноклассницы, строители, прибрежный, теплоход, самокат, рассказ­чики.

Найдите сложные слова, предложения и запишите их.

154. Образуйте новые слова с приставками в-, вы-, за-, до-.

К какой части речи относятся образованные вами слова?

Ехать, шить, ходить, копать, лететь.

155. Образуйте новые слова с приставками под-, при-, пере-, за-, в- от глаголов носить, писать, бе­жать и запишите их.

Подносить, приносить, переносить, заносить, вносить.

Подписать, приписать, переписать, записать, вписать.

Подбежать, прибежать, перебежать, забежать, вбежать.

156. Во всех ли словах выделенная часть слова является приставкой? Запишите слова с приставками.

1. Списать, спать, сорняк, сшить, сон, согреть.

2. Отъехать, отец, отломить, отмыть.

3. Поход, поло­вик, пол, поехать.

Образуйте новые слова с приставками

— Не путайте предлог и приставку!

2. Отъехать, отломить, отмыть.

157. Определите, где приставка, а где предлог. Раскрывая скобки, запишите сначала предложения, а потом словосочетания.

1. (По)ехал (по)дороге. 2. (У)бежало (у)бабушки мо­локо. 3. Солнышко (за)катилось (за)горы. 4. (За)дел (за)ветку. 5. (Под)лез (под)лодку. 6. (На)шёл (на)столе.

2. Убежало у бабушки молоко. 3. Солнышко закатилось за горы.

Словосочетания:

1. Поехал по дороге. 4. Задел за ветку. 5. Подлез под лодку. 6. Нашел на столе.

158. Составьте и запишите словосочетания глаго­лов с именами существительными, подходящими по смыслу. Обозначьте приставки.

1. Упустил, впустил (друзей, рыбку).

2. Взошёл, вошёл (в школу, на гору).

3. Надел, одел (пальто, сестру).

4. Забрался, взобрался (на дерево, в огород).

5. Сошёл, вышел (по лестнице, из автобуса).

2. Взошел на гору, вошел в школу.

3. Надел пальто, одел сестру.

4. Забрался в огород, взобрался на дерево.

5. Сошел по лестнице, вышел из автобуса.

159. Образуйте слова с данными в скобках при­ставками. Какая орфограмма появилась в новых словах? Верно ли ученики записали слова на доске?

Поел (с-, об-). Пояснил (об-, раз-). Соединил (об-, раз-). Появление (об-, за-). Поехал (от-, об-, под-).

Составьте с получившимися словами словосочета­ния по образцу. Обозначьте приставки.

Образец. Съел обед. Объел кору.

160. Запишите слова под диктовку друг друга. Организуйте взаимопроверку.

Съездить в город, подъёмный кран, съедобный гриб, съёмка фильма, съехать с горы, съёжиться от холода, съезд учителей, разъярить медведя, подъехать к даче, поиск книги, разучить песню, отыскать руч­ку, разыграть сценку, безобидный зверёк, поехать на троллейбусе.

Во всех ли словах надо писать разделительный твёрдый знак?

«Шаги к умению»

В слове поиск нет разделительного твёрдого знака, потому что приставка в этом слове окан­чивается на гласную букву, а корень начинается с гласной буквы и, перед которой разделитель­ный твёрдый знак не пишется.

В слове подъехать надо писать разделитель­ный твёрдый знак, потому что приставка в этом слове оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы е.

161. Запишите предложения, вставляя пропу­щенные буквы. Объясните орфограммы.

Мы объехали весь свет, за морем житьё не ху­до. (А. Пушкин.) 2. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. 3. На работу с радостью, а с работы с гор­достью. 4. Ивашка подошёл к старику и объяснил ему, в чём дело. (А. Гайдар.) 5. Не будь овцой, так волк не съест. 6. Славяне жили большими семьями. 7. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 8. Отольются волку овечьи слёзки. 9. Труд объединяет людей.

162. Объясните правописание разделительного мягкого знака в словах. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Хорошее здоровье, медвежья берлога, павлинье перо, белоснежные цветки вьюнка, козье молоко, шумное веселье, поставить пьесу, весеннее половодье, работать на компьютере.

Составь с любыми из данных словосочетаний два-три предложения.

На пшеничном поле среди золотых колосьев мелькали белоснежные цветки вьюнка. К весне медвежья берлога обветшала и провалилась в нескольких местах. У звенящих ручьев воробьи затеяли шумное веселье с купанием и брызгами.

163. Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получился текст. Озаглавьте его и за­пишите.

1. В ней разместилась съёмочная аппаратура.

2. А через день началась съёмка фильма о при­ключениях Васи Клюквина.

3. В школе повесили объявление о начале съёмок фильма.

4. И вот к воротам школы подъехала машина с надписью «Киносъёмка».

5. Все с радостью и волнением ждали их начала.

6. Многие ребята изъявили желание участвовать в съёмках.

Слова с разделительными твёрдым и мягким знаками подчеркните. Укажите падеж каждого вы­деленного имени существительного.

164. Запишите пословицы, вставляя пропущен­ные буквы. Обозначьте приставки в словах.

1. И лес шумит сильней, когда деревьев мало.

2. Дерево сильно корнями, а человек — друзьями.

3. Труд объединяет людей.

4. Дружные сороки и гу­ся съедят.

5. Одним конём всё поле не объездишь.

6. В семье — наше счастье.

Молодой, белый, утка, тигр, дом.

Молоденький тигренок, беленький утенок, домик.

166. Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами.

1. Кто глазищами хлопает, а ножищами топает?

2. У кого глазки самые красивые, а ножки самые быстрые?

3. У мышки — хвостик, у волка — хвостище.

Курносый нос. Зелёная ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта.

168. Образуйте с помощью суффиксов слова — названия разных профессий и специальностей. За­пишите эти слова.

Кран — крановщица, вертолёт — вертолетчки, скрипка — скрипач, двор — дворник, пианино — пианист, учить — учитель, химия — химик, барабанить — барабанщик.

Какой частью речи являются записанные слова?

169. Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковое отношение к героям сказ­ки. Суффиксы выделите.

Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка сле­зами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

171. Запишите слова по образцу, вставляя бук­ву е или и в суффикс.

Образец. Ротик — ротика, голосочек — голосочка.

Ротик, голосочек, сыночек, носик, карандашик, свёрточек, дружочек, браток, окунек, лесочек, голубочек, ветерочек, столик, орешек, замочек.

С тремя из этих слов составьте и запишите предложения.

У маленького котенка носик и ротик розовые, нежные, а голосочек тоненький.

172. Спишите предложения, вставляя пропущен­ные буквы. Одинаковые ли правила вы примените для проверки этих орфограмм? Запишите в скобках те слова, которые вы использовали для проверки орфограмм.

1. Как мой садик (садика) свеж и зелен! (А. Плещеев.)

2. Все листики (листика) на этом деревце были сделаны из драгоценных камней.

3. Мастер выпилил (пилит) из дерева красивую фигурку.

4. Поешь же, миленький дружочек (дружочка)! Вот лещик (лещика), потроха, вот стерляди кусочек (кусочка)! (И. Кры­лов.)

5. Белеет (белый) парус одинокий в тумане моря голу­бом. (М. Лермонтов.)

6. Нежный детский голосочек (голосочка) звенел в поле.

173. Отгадайте загадку. Спишите её.

Я есть у дуба,
Я есть у зуба,
Я есть у слов И у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту!

Сравните: корень слова — корень дуба.

В каком словосочетании слово корень имеет прямое, а в каком — переносное значение?

174. Запишите однокоренные слова по группам. Разберите их по составу.

Зимовье, сладкий, колесо, вечера, зимний, лень, садовник, зимник, сладок, вечерний, перелётные, сла­достный, ленивый, лететь, колёсный, садовод, поса­дить, лентяй, перелёт, зимушка.

175. Прочитайте строки из русской народной сказки про Финиста — Ясного сокола. Найдите и выпишите однокоренные слова. Разберите их по составу.

И стали они жить-поживать да добра наживать. По­ехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что теперь помнят.

176. Прочитайте строки из произведения К. Па­устовского. Выпишите слова, однокоренные со сло­вом дремлет. Выделите в них корень. Укажите, ка­кой частью речи является каждое выписанное слово.

Лесной край к северу от Оки назывался дремучим. Я исходил по тамошним лесам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром. Мы не раз говорили о старом народном выражении «дремучие леса», восхи­щаясь точностью русского языка. Действительно, лес­ные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали леса, лесные озёра и реки. По берегам рек росли цветы — кукушкины слёзы, которые народ назвал дрёмой.

Запишите ответы на вопросы.

1. Как назывался лесной край к северу от Оки?

Лечной край к северу от Оки назывался дресучим.

2. О чём говорил писатель с Аркадием Гайдаром? Чем они восхищались?

Писатель с Аркдием Гайдаром говорил о старом народном выражении «дремучие леса». Они восхищались точностью русского языка.

3. Почему лесные дебри называли дремучими?

Лесные дебри называли дремучими, потому что они как бы не цепенели в дремоте.

4. Как в народе называют кукушкины слёзы?

Кукушкины слезы в народе называют дремой.

177. Аня никак не могла запомнить, как пи­шется глагол с корнем шёл. Учительница посовето­вала ей подобрать разные глаголы с этим корнем. Аня выполнила задание. Помогите Ване оценить её работу.

178. Запишите строки из сказки С. Маршака, вставляя подходящие по смыслу однокоренные слова.

Образуйте с помощью суффиксов названия «чле­нов семьи» оленя, мамонта, жирафа, страуса. За­пишите получившиеся слова.

Мамонт, мамонтиха, мамонтенок.

Жираф, жирафа, жирафик.

Страус, страусиха, страусенок.

179. Какие правила надо знать, чтобы верно вставить буквы в корнях данных слов?

1. Вокруг тишина, надо терпеть, промелькнул мо­тылёк, уметь говорить, плохая оценка, уцепился за соломинку, пахнет смолой, птицы хлопочут.

2. Вершки и корешки, белая берёзка, красивая указка, резьба по дереву, принёс обед, низкая ска­мейка, звериные повадки, сладкий пирог, делать за­рядку, нарядная блузка.

180. Замените имена прилагательные в данных словосочетаниях антонимами. Запишите по образцу. Выделите корень в каждом подобранном слове.

Образец. Маленький город — гигантский город.

Маленький город. Знакомая местность. Весёлая песня. Печальная весть. Несчастный случай. Письмен­ный ответ. Незнакомый писатель.

181. Проверьте, хорошо ли вы знаете правила написания гласных и согласных в корне слова. За­пишите любые две группы слов, вставляя пропу­щенные буквы. Подчеркните проверочные слова там, где они даны.

1. Ветерок, ветер, ветреный. Бегуны, пробежка,
бежать. Глазной, глаз, глазик, глазеть. Молодой, молодость, молоденький, молодые. Морской, море, моряк, морячка.

2. Поворёнок, варить, варка. Бобы, бобовый, бо6. Мириться, мир, мирный, мирить. Полевой, поле, поля, поляна.

3. Грибки, грибной, грибочек. Шубка, шуба, шубоч­ка. Грядка, гряда, грядочка.

4. Яростный, грустный, прелестный, воскресный, опасный, местный, лестный.

Определите, на какую орфограмму подобраны слова в каждой группе. Вспомните правила провер­ки этих орфограмм.

182. Помогите Ане проверить написанное. Если есть ошибки, исправьте их. Запишите четверости­шие верно.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развевает.

А на крыше витерок

Развивает мой флажок.

183. Спишите слова с удвоенными согласными. Выделите корень в каждом слове. С пятью слова­ми составьте и запишите предложения.

Класс, суббота, грипп, кассир, аллея, колонна, ан­тенна, русский, коллеги, ссора, бассейн, территория, килограмм, программа, телеграмма.

184. Составьте небольшой текст, используя слова и словосочетания из первой или из второй группы. Запишите получившийся текст. Подчеркните в сло­вах удвоенные согласные.

1. Субботний день, наш класс, экскурсия, осенние деревья, коллекция листьев, интересный рассказ.

2. Город Одесса, телеграмма, гостить, лето, теннис, подарки, музей, коллекция металлов.

185. Прочитайте рассказ В. Осеевой. Выделите в нём три части. Озаглавьте каждую часть. Запиши­те план.

Толя с Витей возвращались домой из леса.

По дороге шла старушка с ведром воды. Видно было, что ей тяжело.

Витя побежал помогать старушке, а Толя прошёл мимо. Старушка от всего сердца благодарила маль­чика.

Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Постучал в одну избу. Дверь открыла знакомая ста­рушка. Она приветливо встретила Толю, дала воды. Мальчик покраснел. Он торопливо выпил воды и вы­бежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Какие орфограммы встретились в тексте? Объяс­ните их.

Выпишите из текста предложения с однородны­ми членами. Подчеркните эти члены предложения.

1) Встреча со старушкой.

2) Витя помог старушке.

Она приветливо встретила Толю, дала воды.

Он торопливо выпил воды и выбежал на улицу.

186. Объясните, какие буквы пропущены в кор­нях слов. Запишите любые два-три предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Леса вдали виднее, синие небеса. Заметней и чернее на пашне полоса. (А. Блок.) 2. Пахло горячей СОСНОВОЙ корой и сухой земляникой. (К. Паустовский.) 3. Звучит в горах, весну встречая, ручьёв прерывис­тая речь. (М. Волошин.) 4. Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А. Пушкин.)

187. Отгадайте загадки. Если затрудняетесь, вос­пользуйтесь подсказкой.

1. Стоит над водой, трясёт бородой. 2. Вся до­рожка усыпана горошком. 3. Под землёй птица гнез­до свила, яиц нанесла. 4. Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. 5. Где солнце стоит, туда и он глядит. 6. Летом зелёненький, а зимой голенький.

Подсказка: Млечный Путь, камыш, капуста, картофель, лапша, лес, подсолнух.

Запишите выделенные слова. Подчеркните в них орфограммы. Подберите, где это возможно, и запи­шите проверочные слова.

188. Прочитайте текст, спишите его. Найдите в словах текста все известные вам орфограммы и обозначьте их. Подчеркните главные члены в выде­ленных предложениях.

Яльмар (подлеж.) побежал (сказ.) к воде и уселся (сказ.) в маленькую лодку. Шесть лебедей (подлеж.) повлекли (сказ.) лодочку мимо зелёных лесов. Удивительные рыбы (подлеж.) с серебристой и золо­тистой чешуёй плыли (сказ.) за лодкой. Красные и голу­бые, большие и маленькие птицы (подлеж.) летели (сказ.) за Яль-маром двумя длинными вереницами. Комары (подлеж.) толк­лись (сказ.), майские жуки (подлеж.) гудели (сказ.). Все они (подлеж.) хотели прово­дить (сказ.) Яльмара, и у каждого была для него сказка.

189. Спишите предложения. Выделите в словах основу и окончание. Не забывайте обозначать нулевое окончание.

1. По дорожкам, по снегам, по лесным лужайкам прискакал на праздник к нам длинноухий зайка. (М. Клокова.) 2. И расцветут изумрудной красой листья душистые, новые. (И. Бунин.) 3. Первый зим­ний снежок белым пухом летит; первый лёгкий мороз веселит и бодрит. (А. Пушкин.)

190. Прочитайте слова в левом и правом стол­биках.

В каком столбике приведены разные слова, а в каком — разные формы одного и того же слова?

гриб грибы
грибник грибами
грибок грибов
грибной о грибах

191. Прочитайте строки из сказки. Как она на­зывается? Выпишите родственные слова. Включите ли вы в число однокоренных слов оба выделенных слова? Почему?

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!»

192. Выделите корни в каждом слове, подчерк­ните соединительную гласную.

Снегопад, землекоп, снегоход, пулемёт, кашевар, птицелов, водопад, скороход, тепловоз, языковед, ато­моход, землемер.

193. Запишите словосочетания, вставляя соеди­нительные гласные в сложные слова.

Сочинить стихотворение, урожай корнеплодов, кра­сивый водопад, белый пароход, хороший глазомер, смелый водолаз, знаменитый мореход, трудолюбивый человек, голубой небосвод, утреннее чаепитие, пешеходный переход, лежать на солнцепёке, прекрас­ная Белоснежка.

С тремя любыми словосочетаниями составьте и запишите предложения.

194. Замените каждое словосочетание одним сложным словом. Если это необходимо, используй­те суффиксы. Запишите по образцу.

1. Тот, кто рубит лес. 2. Аппарат для рубки мяса. 3. Аппарат, который сам летает по воздуху. 4. Маши­на, которая косит сено. 5. Орудие для метания огня. 6. Хранилище для овощей. 7. Тот, кто ловит птиц.

Образец. Тот, кто рубит лес, — лесоруб.

195. Прочитайте стихотворение, написанное уче­ницей начальной школы Маргаритой.

И даже в старой борозде

Лежит серебряный снежок,

И весь в снегу предречный бережок.

Какое необычное слово придумала девочка? Как вы объясните его значение? Помогут ли вам в этом знания о составе слова?

196. Найдите необычные слова, которые дети употребили в своей речи. Многие из таких слов записал К. Чуковский. Догадайтесь, по образцу ка­ких слов образованы эти необычные слова.

1. — Какие мы с тобой сорители!
2. — Улиционер (то есть милиционер) помог мне найти дорогу домой.
3. Бабушка смазала руки мазелином (то есть вазе­лином).
4. — Я уже намакаронился (то есть наелся мака­рон).
5. — Я разорвал рукав и ногав (то есть штанину).
6. На улице был настоящий бурьян (то есть плохая погода, буря).
7. Списатель, опоздатель, доскостир, буквята (то есть строчные буквы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *