Меню
Меню

Арабеск в классическом танце как пишется

У этого термина существуют и другие значения, см. Арабеск.

Арабеск
Терминология в балете
I арабеск
I арабеск
Происхождение фр. аrabesque
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Aрабе́ск (фр. arabesque — арабский; транскрипция: aʀa’bɛsk) — одна из основных поз классического танца. Как и практически все основные балетные термины, это слово пришло в русский язык из французского[1]. Поза активно используется в хореографической лексике как классического, так и современного балета.

Подразделяется на первый (premier [сокращённо 1er] arabesque), второй (deuxième arabesque / 2me), третий (troisième / 3me ) и четвёртый (quatrième / 4me) арабески. В некоторых школах определяется также пятый арабеск. Итальянский танцовщик и педагог Энрико Чеккетти, долгое время работавший в Санкт-Петербурге, определял пять видов арабесков. Агриппина Ваганова определила четыре основные вида этой позы, которых до сих пор придерживается русская балетная школа.

I, II (а также V) арабески выполняются на épaulement effacé, III и IV арабески — на épaulement croisé.

Выполнение в чистом виде: опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или же на пальцах, тогда как работающая нога, вытянутая в колене, отведена назад на носок в пол либо поднята вверх на любую высоту. Руки находятся в положении allongé (локти слегка присогнуты и смотрят вниз, кисти также обращены ладонями вниз, пальцы рук вытянуты). Именно это удлинённое положение рук в сочетании с вытянутой назад ногой придаёт позе её полётность, устремленность вдаль. Проходящим движением или связующим с другой позой может быть приседание на опорной ноге (plié). Поза может выполняться в повороте (en tournant), с вращением и в прыжке. Позу можно бесконечно варьировать, что придает ей большие возможности. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути арабеска[1]. Красота арабеска основывается на сочетании гибкой и сильной спины с мягкими, «дышащими» руками.

Арабески согласно классификации Вагановой:

I арабеск 

Épaulement effacé. Рука, одноимённая с опорной ногой, направлена вперёд, другая отведена в сторону; голова смотрит прямо, взгляд направлен вдоль кисти вытянутой вперёд руки.

II арабеск 

Épaulement effacé. Рука, одноимённая с отведённой назад ногой, направлена вперёд, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова, повёрнутая в сторону плеча вытянутой вперёд руки может быть либо слегка наклонена вперёд, либо чуть откинута назад.

III арабеск 

Épaulement croisé. Рука, одноимённая с отведённой назад ногой, направлена вперёд, другая отведена в сторону; голова смотрит прямо, взгляд направлен вдоль кисти вытянутой вперёд руки.

IV арабеск 

Épaulement croisé. Рука, одноимённая с опорной ногой, направлена вперёд, другая отведена не в сторону, а слегка назад; линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Голова, повёрнутая в сторону плеча вытянутой вперёд руки, чуть откинута назад.

Ссылки[править | править код]

  • «Русский балет: Энциклопедия». — М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-162-9.
  • Арабеск. Видеословарь балетных терминов в исполнении артистов Королевского балета[2].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Арабеск в энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981). Дата обращения: 10 июля 2010. Архивировано 26 сентября 2009 года.
  2. Внимание: III арабеск английской школы не соответствует III арабеску, принятому в русской школе.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Arabesque position with working leg à la hauteur, forming a 90° angle with supporting leg

Arabesque (French: [aʁabɛsk]; literally, “in Arabic fashion”) in dance, particularly ballet, is a body position in which a dancer stands on one leg–the supporting leg–with the other leg–the working leg–turned out and extended behind the body, with both legs held straight.

In classical ballet, an arabesque can be executed with the supporting leg en pointe or demi pointe or with foot flat on the floor. The working leg may touch the floor in tendu back – an arabesque par terre – or be elevated. Common elevation angles of the raised leg are 45° – à demi hauteur – and 90° – à la hauteur. When the angle is much greater than 90° and the body trunk leans forward to counterbalance the working leg, the position is called arabesque penchée. The arms may be held in various positions.[1] Arabesques are described from the perspective of the dancer, in terms of the stage reference points used by the training system.

Vaganova[edit]

Galina Kekisheva, a former soloist of the Kirov Ballet who studied with Agrippina Vaganova at the Leningrad School of Dance has described the changes in Russian ballet technique over time:[2]

Now it seems unimportant in the school if the dancer stands on his or her leg properly pulled up, or sits back into the hip socket. What is important to today’s dancers is that the arabesque is higher than the head. There is no low arabesque that maintains a beautiful line, an arabesque from which, for example, you can do a turn. When you’re sitting back on the [joint of the standing] leg, you can’t go anywhere from there.

Kekisheva, who is now a coach with the Mariinsky ballet, has said that “Vaganova’s method is dissipating, and working in the classical repertoire has become more difficult”.[2]
In the Vaganova method there are four basic arabesque positions. They are described here for a dancer facing point 8. In class practice, the arms are always level with the shoulders – arabesque de classe, whereas in performance the arm in front may be raised above shoulder level – arabesque de scene. The elbows are always facing downwards.

  • In the first arabesque, the dancer stands in effacé position – with the left foot in front – with the right leg raised in arabesque, the right arm extended to the side, to the audience, and the left arm extended front, towards the corner. The gaze follows the line of the arm extended en avant.
  • In the second arabesque the legs are like in the first arabesque, but the right arm is extended en avant while the left arm is extended aligned with the dancer’s shoulder; the shoulders are in épaulement in line with the arms and the gaze is turned to the audience. The dancer’s face is turned toward point one.
  • In the third arabesque the dancer stands in croisé position – with the right foot in front – with the left leg raised in arabesque, the right arm extended to the side and a little behind the shoulder, and the left arm extended front. The gaze follows the line of the arm extended en avant.
  • In the fourth arabesque position the dancer stands in croisé as for the third arabesque, but the right arm is extended front and the left arm is extended as far back as possible in line with the right arm. The shoulders are in strong épaulement and the dancer’s focus is turned to the audience.

Technique[edit]

In arabesque tendue or dégagé, the leg comes from the hip[clarify] and does not affect aplomb as the back remains straight. Most dancers do not have absolute rotation through the supporting leg[clarify], therefore the working hip may open without lifting into the lower ribs[clarification needed], while the supporting hip lifts forward over the supporting foot, maintaining a spiral rotation through the legs[clarify].

When the leg is positioned above 45°, the dancer curves the spine both laterally and vertically. This is done by anchoring the shoulders and scapula downward without tension, with shoulders perpendicular to the direction the dancer is facing. The sternum is lifted without hyper-extending the ribcage. The spine curves to the anterior, with the head lifted and focused straight forward or diagonally upward.

In the Vaganova method, the current standard height and degree for an arabesque is 110°[citation needed]. The supporting and working legs are both fully turned out through the legs (not just from the hips). When performed with open arms, the shoulders are rotated about the spine so as not to affect the position or curvature of the spine.

Allowing a dancer to open the hips[clarify] is distinctly different than some older methods[which?] that require the hips to remain down[clarification needed]. Restraining the hips[clarification needed] restricts range of motion, restricting the full curvature of the spine (prevents lateral spine rotation). Opening the hip allows dancers with less flexibility to achieve greater range of motion.

Balanchine[edit]

Suki Schorer has described the Balanchine arabesque as “longer, stronger and bigger”. Balanchine would instruct students to “reach for diamonds” in both directions so the dancer’s hands are not relaxed—the dancer’s line should be elongated, but the arms should not be stiff.[3]

Arabesque pliée[edit]

Schorer says the arabesque pliée “is good to build strength in your legs to control the rate of descent to hold your body up when you land”. The dancer’s bent knee is over the toe and the dancer should not penchée or tilt forward.[3]

Royal Academy of Dance[edit]

In the RAD system, there are three main arabesques. Here they are described for a dancer facing point 6:

  • First arabesque is taken standing en ouvert on the right leg with the left leg extended. The right arm is extended forwards at eye height, parallel with the right shoulder. The left arm is at the side, slightly behind and below the left shoulder.
  • Second arabesque has a more ‘square’ feel to it. The dancer stands on their left leg, with their right leg extended. The right arm is extended forwards at shoulder height, and the left arm is extended directly sideways from the shoulder. This can also be taken en ouvert, standing on the right leg and extending the left arm forwards.
  • Third arabesque is taken en ouvert. The dancer stands on their right leg, with their left leg extended behind. The right arm is extended forwards at eye height, and the left arm is extended parallel to it at shoulder height.

Classical choreography[edit]

The “Shades scene” from La Bayadère, choreographed by Marius Petipa, is one of the masterpieces of classical style. It opens with a corps de ballet of 28 female dancers, dressed in white performing a simple arabesque as they make their entrance one by one.[4][5]

References[edit]

Notes

  1. ^ Orthopaedic Section, Performing Arts Special Interest Group (January 1998). “GLOSSARY of DANCE TERMINOLOGY” (PDF). Retrieved 13 June 2019.
  2. ^ a b Pawlick, Catherine E. (2011). Vaganova Today: The Preservation of Pedagogical Tradition. University Press of Florida. ISBN 978-0-8130-3697-7.
  3. ^ a b “The Balanchine Essays: Arabesque”. Retrieved 2018-04-04 – via Alexander Street.
  4. ^ Kant, Marion (2007-06-07). The Cambridge Companion to Ballet. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-53986-9.
  5. ^ SemperOperBallett. La Bayadère – The Kingdom of the Shades. Retrieved 2018-04-04.

Further reading

  • Grant, Gail (1982) [1967]. Technical Manual and Dictionary of Classical Ballet (3rd revised ed.). Mineola, New York: Dover. ISBN 0-486-21843-0.
    • “[C]ompletely revised and updated …is virtually a new work. … [E]xtensive revision, expansion and the inclusion of more than 300 new terms…” (Back cover).
  • Kostrovitskaya, Vera (1981). 100 Lessons in Classical Ballet. Translated by Oleg Briansky. New York: Limelight Editions. ISBN 0-87910-068-0.
  • Kostrovitskaya, Vera (1995, reissued 2011). School of Classical Dance. Translated by John Barker. London: Dance Books. ISBN 1-85273-044-7
    • originally privately published for New York School of Dance by John Barker, New York, New York. This edition is authorized by Vera Kostrovitskaya, Vaganova Choreographic School, St. Petersburg, Russia.
  • Messerer, Asaf (1975) [1972]. Classes in Classical Ballet. Translated by Oleg Briansky. New York: Doubleday. ISBN 0-385-04599-9.
  • Vaganova, Agrippina (1969) [1946]. Basic Principles of Classical Ballet. Translated by Anatole Chujoy. Mineola, New York: Dover. ISBN 0-486-22036-2.
    • the English language translation of the fourth Russian edition, published in the 1930s in Leningrad, USSR.

External links[edit]

  • Media related to Arabesque (dance) at Wikimedia Commons

?

LiveJournal

November 14 2009, 12:58

Category:

  • Театр
  • Cancel
Arabesque (арабеск) – позиция, в которой танцовщик балансирует на одной ноге, в то время как вторая вытянута назад. Arabesque – один из самых известных и распространённых элементов балета. В русской школе классического танца существует 4 вида арабесков, но эту позу можна бесконечно варьировать.

I и II арабеск – ноги в положении efface.1-ый арабеск – рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед,
голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены
ладонями вниз, корпус слегка наклонен, но спина вогнута (это относится и
к др. видам арабесков.
2-ой арабеск – вперед направлена рука, соответствующая
поднятой ноге, др. отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины.
Голова повернута к зрителям

III и IV арабеск – ноги в положении croise.3-ий арабеск – соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней
направлен взгляд, другая рука отведена в сторону.
6.20 КБ
4-ый арабеск – впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю.Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой.
Арабеск исполняется на вытянутой ноге, в plie. на полупальцах, на пуантах, в
прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать.
Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности
взгляда влечет за собой преображение выразительной сути арабеска.

У этого термина существуют и другие значения, см. Арабеск.

Арабеск (балет)

Терминология в балете
1991-Silje Studio 11år.jpg
Арабеск
Происхождение

фр. аrabesque

Aрабеск (фр. Arabesque) — одна из основных поз классического балета.

Слово пришло, как и все основные термины классического балета, из французского языка, в буквальном переводе с французского — арабский[1], транскрипция: aa-rah-besk.

Поза арабеска
Опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Арабеск бывает Первым (Premier arabesque), Вторым (Deuxième arabesque) и Четвёртым (Quatrième arabesque).

Проходящим движением или связующим с другой позой может быть plié (приседание) на опорной ноге, а также в прыжке (фр. saut) и с вращением. Позу можно бесконечно варьировать[1].

Поза арабеска используется во всей хореографической лексике классического и современного балета. Как в старину, балетмейстерами Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа, Л. И. Ивановым, М. М. Фокиным и Ю. Н. Григоровичем, так и в модерновых постановках Уильяма Форсайта [1]

Методика Энрико Чеккетти включала пять различных поз арабесков.

Третий арабеск

Выдающийся русский балетный педагог А. Я. Ваганова, классифировав балетные термины, определила четыре основных вида арабесков, и эта методика, разработанная А.Вагановой, сегодня является основной в классическом балете. Четыре основных арабеска по методике Вагановой:

  • I арабеск — ноги в положении effacée, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[2].
  • II арабеск — ноги в положении effacée, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.[3].
  • III арабеск — ноги в положении croisé (фр.: скрещены), соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней напрвлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[4].
  • IV арабеск — ноги в положении croisé, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[5].

Позу можно бесконечно варьировать, что придает ей большие возможности. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути арабеска[1].

Ссылки

  • «Русский балет: Энциклопедия». — М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-162-9

Примечания

  1. 1 2 3 4 Арабеск в энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  2. Школа-студия классического балета Петра Корогодского
  3. Arabesque II
  4. Arabesque III
  5. Arabesque IV
 Просмотр этого шаблона Термины в балете
Определения в балете

Артисты балета • Балетмейстер • Кордебалет • Прима-балерина • Одетта и Одиллия

Терминология в балете

Арабеск • Апломб • Бурре • {{Литература о балете}} • Pas de deux • Позиция • Терминология в балете • Фуэте • Элевация

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

арабеск

Толковый словарь

I м.

Поза в классическом балетном танце, при которой сохраняется равновесие на одной ноге, а другая – выпрямленная – поднята и отведена назад.

II м.; = арабе́ска ж., арабе́ски мн.

Плоскостной или тонкий лепной орнамент со сложным – обычно симметричным – рисунком, стилизующим растительные побеги (иногда в сочетании с геометрическими фигурами, надписями, изображениями людей и животных).

Толковый словарь Ушакова

АРАБЕ́СК, арабеска, муж., и (чаще) АРАБЕСКА, арабески, жен. (франц. arabesque).

1. Узорчатый орнамент из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур и т.п. (возникший в подражание арабскому стилю).

2. только мн. Собрание мелких произведений литературных, музыкальных. “Арабески” Гоголя. Музыкальные арабески.

Энциклопедический словарь

Арабе́ск (франц. arabesque, буквально – арабский), одна из основных поз классического танца (с поднятой и вытянутой назад ногой). Видоизменяется при различных положениях опорной ноги, рук, головы, корпуса.

* * *

АРАБЕСК – АРАБЕ́СК (франц. arabesque, букв. – арабский), одна из основных позиций классического танца (с поднятой и вытянутой назад ногой). Видоизменяется при различных положениях опорной ноги, рук, головы, корпуса.

Большой энциклопедический словарь

АРАБЕСК (франц. arabesque – букв. – арабский), одна из основных позиций классического танца (с поднятой и вытянутой назад ногой). Видоизменяется при различных положениях опорной ноги, рук, головы, корпуса.

Гуманитарный словарь

АРАБЕ́СК (фр. arabesque – букв. арабский) – одна из осн. поз классич. танца, в к-рой нога поднята назад с вытянутым, а не согнутым, как в другой распространенной позе – аттитюде, коленом. В рус. школе классич. танца приняты 4 формы А., различаемые положениями корпуса, рук и ног. В соч. хореографов виды А. бесконечно разнообразны, как арабский орнамент (возможно, отсюда название).

Орфографический словарь

Словарь ударений

арабе́ск, -а; р. мн. -ов (поза танца)

Формы слов для слова арабеск

арабе́ск, арабе́ски, арабе́ска, арабе́сков, арабе́ску, арабе́скам, арабе́ском, арабе́сками, арабе́ске, арабе́сках

Синонимы к слову арабеск

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

арабе́ск м 3a [//арабе́ска]

Новый словарь иностранных слов

арабе́ск

(см. арабески) одна из основных поз классического танца, при которой равновесие сохраняется на одной ноге, а другая (выпрямленная) поднята в отведена назад ср. аттитюд).

Сканворды для слова арабеск

– Поза в классическом танце.

– Картина французского художника Эдгара Дега «Завершающий …».

Полезные сервисы

арабеск а дё-бра а тэр

Словарь галлицизмов русского языка

АРАБЕСК А ДЁ-БРА А ТЭР * arabesque à deux bras à terre. танц. Вид низкого арабеска. Обе танцовщицы стоят в арабеске а deux bras à terre, отвернувшись от партнера. М. Петипа 311.

Полезные сервисы

арабеск алонже а тэр

Словарь галлицизмов русского языка

АРАБЕСК АЛОНЖЕ А ТЭР * arabesque allongé à terre. танц. Вид низкого арабеска. Мысленным взором я все еще ясно вижу горизонтальные линии танцовщиц, полулежащих в арабеске allongé à terre, в то время как мой партнер, высоко подняв меня в воздух, проносил между их рядами. М. Петипа 313.

Полезные сервисы

арабеска

Толковый словарь

I ж.

Инструментальная пьеса изящного характера с причудливым мелодическим рисунком.

II ж.

см. арабеск II

Толковый словарь Ожегова

АРАБЕ́СКА, -и, род. мн. -сок, жен.

1. Сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев [первонач. в арабском стиле] (спец.).

2. мн. Собрание мелких литературных или музыкальных произведений (книжн.).

| прил. арабесковый, -ая, -ое и арабесочный, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

АРАБЕСКА – жен. иногда арабеск муж. более употр. мн., ·худож. лепное или писаное украшение, поясом, каймою, из ломаных и кривых узорочных черт, цветов, листьев, животных и пр. Арабские цифры, численные знаки, ныне во всей Европе принятые: 1, 2, 3, и пр. Знаки, I, II, III и пр. римские.

Словарь существительных

АРАБЕ́СКА, -и, мн арабе́ски, -сок и -сков, -скам, ж

Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, – пьеса, написанная обычно для фортепиано, с богато орнаментированным мелодическим рисунком.

В творческом наследии А.К. Лядова большое место занимает фортепианная музыка: прелюдии, этюды, арабески.

Энциклопедический словарь

Арабеска – I

европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создаёт впечатление насыщенного прихотливого узора.

II

музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано, с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. Авторы арабесок: Р. Шуман, А. К. Лядов, К. Дебюсси и др.

Большой энциклопедический словарь

АРАБЕСКА – музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано, с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. Авторы арабесок: Р. Шуман, А. К. Лядов, К. Дебюсси и др.

———————————–

АРАБЕСКА – европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

Гуманитарный словарь

АРАБЕ́СКА (от франц. arabesque – букв. арабский) – инструмент. пьеса импровизац. характера, отличающаяся особой изысканностью и прихотливой сменой мелодики, ритмики и фактуры. Ведет начало от фп. пьесы Ф. Шумана “Арабески. Вариации без темы” (1839). Традиция употребления назв. А. в рус. иск-ве зафиксирована в сб-ке Н. В. Гоголя того же назв., объединяющем разноплановые статьи. Одна из изв. фп. пьес в рус. муз. под назв. “А.” написана А. К. Лядовым (1878).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АРАБЕСКА (французское arabesque, буквально – арабский),

1) вид орнамента, сложившийся в мусульманских странах и построенный по принципу бесконечного развития повторяющихся групп (раппортов) геометрических, растительных или эпиграфических мотивов, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

2) музыкальная пьеса (главным образом для фортепьяно) с прихотливым мелодическим рисунком (Шуман, А.К. Лядов, К. Дебюсси).

Словарь ударений

арабе́ска, -и; р. мн. -сок (архит., муз.)

Трудности произношения и ударения

арабе́ска, ж., род. мн. арабе́сок и устарелое арабе́ск, м., род. мн. арабе́сков.

Формы слов для слова арабеска

арабе́ска, арабе́ски, арабе́сок, арабе́ске, арабе́скам, арабе́ску, арабе́ской, арабе́скою, арабе́сками, арабе́сках

Синонимы к слову арабеска

узорчатый орнамент из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур (Ушаков)

См. рисунок, украшение…

Омонимы к слову арабеска

арабеска I

инструментальная пьеса изящного характера с причудливым мелодическим рисунком

арабеска II

то же, что арабеск; плоскостной или тонкий лепной орнамент со сложным (обычно симметричным) рисунком, стилизующим растительные побеги (иногда в сочетании с геометрическими фигурами, надписями, изображениями людей и животных)

Морфемно-орфографический словарь

арабе́ск/а (архит., муз.).

Грамматический словарь

арабе́ска ж 3*a [//арабе́ск]

Этимологический словарь

арабе́ска

арабе́ск. Первое, возм., через нем. Arabeske, второе, несомненно, из франц. arabesque (с XVI в.), первонач. “арабская роспись”; см. Гамильшег, EW 44; Клюге-Гётце 22.

Большой словарь иностранных слов

арабеска

– АРАБЕСК, арабеска, м., и (чаще) АРАБЕСКА, арабески, ж. [фр. arabesque]. 1. Узорчатый орнамент из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур и т. п. (возникший в подражание арабскому стилю). 2. только мн. Собрание мелких произведений литературных, музыкальных. “Арабески” Гоголя. Музыкальные арабески.

Сканворды для слова арабеска

– Сложный орнамент.

– Изящная музыкальная пьеса.

– Турецкий стиль музыки.

– Её разновидностью является мореска, где есть только геометрические мотивы, а растительные отсутствуют.

– Орнамент из растительных форм.

Полезные сервисы

арабеска (музыкальная пьеса)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

арабеска (орнамент)

Энциклопедический словарь

АРАБЕСКА (орнамент) – АРАБЕ́СКА (франц. arabesque буквально – арабский), европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

Полезные сервисы

арабески

Толковый словарь

мн. 1. Плоскостной или тонкий лепной орнамент со сложным – обычно симметричным – рисунком, стилизующим растительные побеги (иногда в сочетании с геометрическими фигурами, надписями, изображениями людей и животных)

Энциклопедический словарь

АРАБЕ́СКИ -сок, -скам и -сков; мн. (ед. арабе́ска, -и; ж.; арабе́ск, -а; м.). [итал. arabesco].

1. м. и ж. Сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п. (первоначально в памятниках арабского искусства).

2. только м. В классическом танце: балетная поза, при которой равновесие удерживается на одной ноге, а другая высоко поднята сзади.

3. только ж. Жанр инструментальной пьесы изящного характера с причудливым мелодическим рисунком.

Арабе́сковый, -ая, -ое (1 зн.). А. орнамент. Арабе́сочный, -ая, -ое (3 зн.). А-ая пьеса.

Академический словарь

-сок, -скам и -сков, мн. (ед. арабе́ска, -и, ж. и арабе́ск, -а, м.).

Сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т. п., первоначально в памятниках арабского искусства.

[итал. arabesco]

Сборник слов и иносказаний

арабески – художественное украшение из разных ломаных и кривых узорчатых начертаний, а также цветов, листьев, животных и пр. (в арабском вкусе)

Ср. Я целый час не могу добиться от тебя, как ты находишь эту арабеску и звездочку…

Даль. Новые картины русского быта. 18; 4, 2.

Ср. Arabesque, арабский.

Орфографический словарь

арабе́ски, -сок и -сков, ед. ч. -бе́ска, -и и -бе́ск, -а (архит., муз.)

Синонимы к слову арабески

сущ., кол-во синонимов: 4

арабеска, узор, рисунок, орнамент, украшение

Омонимы к слову арабески

арабеска I

инструментальная пьеса изящного характера с причудливым мелодическим рисунком

арабеска II

то же, что арабеск; плоскостной или тонкий лепной орнамент со сложным (обычно симметричным) рисунком, стилизующим растительные побеги (иногда в сочетании с геометрическими фигурами, надписями, изображениями людей и животных)

Эпитеты

непонятные (Сологуб); пестрые (Шапир); цветные (Фофанов)

Словарь галлицизмов русского языка

АРАБЕСКИ arabesques pl.

1. Вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т. п., получивший распространение в европейском искусстве гл. обр. под влиянием арабских образцов. СИС 1985. Живопись состоит в арабесках; однакож они имеют прекрасную точку соединения: инде по середине изображена какая нибудь прелестная голова; в другом месте что нибудь Митологическое в медальоне. ММ 1 180. Работают тут для .. галереи во мраморном дворце, капители, базы, карнизы, балюстрад арабески и прочее. РМ 1 147. Жилет .. набивной с арабеском. 1809. М. Приселков Гардероб вельможи. // РМ 1929 1 114. Модные веера делают из перьев, белых или цвет райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок. МТ 1829 3 433. // Кирсанова 1995 360. Цветы, арабески и другие вычуры нравятся нам, хотя мы не знаем. что это такое и какую они имеют цель. Л. Г. Якоб Начертание эстетики. // Эст. трактаты 1974 2 85. Смотрел Терешка, посмеивался. – По седьмому году он умел сени расписывать глазками павлиньими, по восьмому варабеску в потолку наводил. Шмелев Неупиваемая чаша. Сервиз был рассчитан на официальные парадные приемы и включал 973 предмета, изящно декорированный “арабесками” (так называли тогда <втор. пол. 18 в.> мотивы гротесков), медальонами, вензелями, сплетенными из цветов. НН 1998 45 21. ||Узкий бортовой орнамент золотом или краской <в росписи фарф. посуды>. Непрод. 3 267.

2. ед. Одна из основных поз классического танца, при которой равновесие сохраняется на одной ноге, а другая (выпрямленная) поднята и отведена назад. СИС 1985. Прибавьте к этому баснословный Тальониевский апломб (то есть способность сохранять позу без поддержки), и вы поймете, почему арабеск Марии Тальони производил такой потрясающий эффект и даже на годы стал эмблемой романтического балета. НН 1989 5 121.Он даже мог свободно ходить на носках, задирать ноги выше головы, становился на арабеск. Бенуа Восп. 1 91. Лифарь стоял, опустившись на одно колено, а три балерины, подобные лебедям, застыли вокруг него в позе, называемой “арабеск” – одна нога высоко поднята в воздух, шея вытянута и напряжена, тело устремлено вперед. Н. Набоков Багаж. // Звезда 1998 10 108. В центре, на маленькой площадке под холщовой крышей балагана – фигура танцовщицы в полуарабеске. Слонимский Чудесное 35. || Длительное скольжение фигуриста по глубокой или мелкой дуге, при исполнении которой верхняя часть тела выпрямлена, свободная нога вытянута или согнута. Спорт 1993. || В художественной гимнастике – устойчивое положение тела стоя на одной ноге, другая в сторону с наклоном туловища в сторону, противоположную свободной ноге. Спорт 1993 239.

3. Собрание мелких литературных или музыкальных произведений причудливого характера. Арабески, или Восточные повести. Ознобишин. // О. 2 275. Во-вторых, я прочел его письма. Это так увлекательно, так игриво, это – арабеск, в котором шутка связывается с глубокой мыслью, сердечный порыв с летучей остротой. Анненков Лит. восп. 300. Рукопись называется “Философские арабески”. Почему Бухарин выбрал именно это название? Не потому ли, что арабески – это собрание небольших сочинений, не связанных между собою тематически, не претендующих на систематическое развертывание по одному плану? Ведь арабески – это разнородные заметки по одному поводу, обычно написанные в разные годы и объединенные лишь авторской позицией. ВФ 1993 6 4.

4. мн.Цветники в виде нешироких линий, нередко извилистых на стриженом фоне зеленого газона. Образуют в своих сочетаниях нарядный узор. имеют чаще всего один сорт растений, но не исключено применение двух-трех. А. могут входить в состав клумб, цветников; ими украшают откосы. Партина.

5. Арабески – теплые полуботинки или сапожки, предназначенные для зимних прогулок. Обычно у них непромокаемая подошва и теплый верх из войлока, меха или кожи. 1989. ИО 90. <уж не спутано ли с апрески?- Н. Е.> – Лекс. Соколов 1834: арабе/ск; Сл. 18: арабески 1784; БАС-1 1948: арабе/сковый, арабЕсочный.

Словарь иностранных слов

АРАБЕСКИ (итал. arabesco – аравийский). Живописное или скульптурное украшение, состоящее из причудливого сочетания листьев, цветов, животных, чудовищ, ваз, разных фигур и всякого рода других предметов.

Сканворды для слова арабески

– Сборник повестей Гоголя.

– Арабские украшения.

Полезные сервисы

арабеский

Словарь галлицизмов русского языка

АРАБЕСКИЙ arabesque adj. архит. Сделанный в арабском вкусе, украшенный арабесками. Если Государыне угодно будет по переделке потолка в арабесской комнате живопись на нем поставить на свое место. 1781. Успенский Дворцы 2 202. Арабесковая комната. 1781. Успенский Дворцы 2 203.

Полезные сервисы

арабесковый

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. арабеск II, арабески, связанный с ним

2. Свойственный арабеску [арабеск II], арабескам, характерный для них; арабесочный 2..

Толковый словарь Ожегова

АРАБЕ́СКА, -и, род. мн. -сок, ж.

Орфографический словарь

Формы слов для слова арабесковый

арабе́сковый, арабе́сковая, арабе́сковое, арабе́сковые, арабе́скового, арабе́сковой, арабе́сковых, арабе́сковому, арабе́сковым, арабе́сковую, арабе́сковою, арабе́сковыми, арабе́сковом, арабе́сков, арабе́скова, арабе́сково, арабе́сковы, арабе́сковее, поарабе́сковее, арабе́сковей, поарабе́сковей

Синонимы к слову арабесковый

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

АРАБЕСКОВЫЙ ая, ое. arabesque. Отн. к арабескам, связанный с ними. БАС-2. Шарлеман .. делал на арабесковый вкус медальоны и орнаменты, в большую парадную комнату устроил два больших шамбранля, от камина – из дерева и композиции. Успенский Дворцы 2 205. Росписи стен в ампирное время вышли из моды, хотя все еще встречались как пейзажные, так и арабесковые. 1975. Николаев 210. Арабескность и, ж. Орнамент, формы. Попадается арабескность. Звезда 2002 2 38. – Лекс. БАС-1 1948: арабе/сковый.

Полезные сервисы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *