Меню
Меню

Арт педагогика как пишется правильно

А́ртпедаго́гика (арт-терапевтическая педагогика[1], эстетопедагогика[1], артпедагогический подход[1], арт-терапия[1]) — отрасль педагогической науки, базирующаяся на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими навыками в разных видах художественной деятельности.

Возникновение артпедагогики[править | править код]

Арт-терапия возникла ещё в древности, а такая её разновидность, как артпедагогика — в середине XX века. Жан-Жак Руссо одним из первых предположил, что нужно понаблюдать за игрой ребёнка, чтобы понять его. Однако игру как метод арт-терапии стали применять гораздо позже: в 1920 году. Наблюдая за играми детей, психоаналитики заметили, что в процессе игры ребёнок воспроизводит свои переживания и создает модель «решения» своих проблем.
В арт-педагогике активно используются живопись, фотографии, дидактические игры, музыка и танцы.

Цели и задачи артпедагогики расходятся с целями и задачами арт-терапии. Одна из основных целей арт-терапии — коррекция психоэмоционального состояния клиента, испытывающего трудности эмоционального развития в результате стресса, неудовлетворения семейными отношениями, переживания эмоционального отторжения другими людьми и др. факторов, что приводит детей к депрессии, эмоциональной неустойчивости, импульсивности эмоциональных реакций, чувству одиночества, межличностным конфликтам, низкой самооценке и тому подобным состояниям. Цель артпедагогики — активизация познавательной деятельности учащихся средствами искусства, развитие творческого воображения, эмоциональной памяти, гармонизация духовно-нравственного состояния внутреннего мира детей и их социализация, воспитание самоидентификации личности ребёнка в процессе приобщения к национальному и мировому искусству, развитие любви к ценностным смыслам искусства и культуры, их духовно-нравственным народным традициям, запечатлённым в произведениях отечественной живописи, скульптуре, музыке, литературе, театре, хореографии, песнопениях, в произведениях материальной культуры и других видах народного творчества[2].

Одно можно сказать с полной уверенностью: все функции культуры и искусства, о которых можно прочитать выше, оказывают терапевтический эффект на формирующуюся личность ребёнка. Тем не менее при этом важно учитывать тот факт, что каждый вид искусства влияет по-разному на каждого ребёнка, это зависит от его особенностей развития. Сегодня артпедагогика сосредоточена на изучении положительного влияния на детей различного возраста с различными отклонениями в развитии. На современном этапе развития арт-терапии всё внимание исследователей и педагогов-воспитателей сосредоточено на наблюдении за исцеляющим воздействием различных арт-терапевтических игр на детей различного возраста с различными отклонениями в развитии. В основном подобного рода наблюдения проводят над детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Применяемая артпедагогика — это путь к восстановлению гармонии в эмоциональном мире ребёнка, это средство развития мышления и самооценки, то есть это помощь ребёнку войти бесконфликтно в мир взрослых, в мир родной природы и её отражения в родном искусстве, ощутить красоту и гармонию творческого постижения окружающей действительности.[3].

Функции артпедагогики[править | править код]

  • культурологическая (обусловлена объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека как творца на основе усвоения художественной культуры);
  • образовательная (направлена на развитие личности и познание ею действительности через искусство; обеспечивает усвоение знаний в сфере искусства и практических навыков художественно-творческой деятельности);
  • воспитательная (формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности; содействует её социокультурной адаптации с помощью искусства);
  • коррекционная (содействует профилактики, коррекции и компенсации недостатков развития).[4].

Задачи артпедагогики[править | править код]

Существует несколько задач артпедагогики:

  • ясное понимание исследовательской проблемы, которую поставил перед собой (каковы тема и проблема исследования),
  • чёткая постановка цели (что исследователь хочет получить в результате исследовательской деятельности),
  • готовности исследователя к углублённой психолого-педагогической аналитической деятельности детей-дошкольников в условиях организованной экспериментатором личностно-деятельностной среды для детей средствами арт-педагогических упражнений и задач,
  • классификация художественно-эстетических арт-педагогических упражнений и задач для детей с отклонениями в развитии,
  • умение вести наблюдение за поведением детей в различных ситуациях арт-педагогических игр и фиксировать их воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности ребёнка,
  • способность к обобщению полученных результатов на теоретическом и практическом уровне и так далее[5].

В основном решением данных задач занимаются преподаватели и студенты факультетов искусств и культуры, однако у них часто возникают трудности, так как для этого нужно быть компетентным в таких областях, как дидактика, психология искусства и так далее. Ещё одна сложность заключается в том, что нужно учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребёнка: у одного могут быть проблемы с речью, у других — эмоциональная «зажатость», у третьих — отстранённость от коллектива, у некоторых — агрессивность поведения и так далее. Всё это обусловлено пережитыми ранее психологическими травмами или перенесёнными болезнями. Главная цель — получить доверие ребёнка, вовлечь его в коллективную коммуникативно-познавательную деятельность средствами искусства, учитывая их воздействие на каждого ребёнка[6].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Сергеева, 2008.
  2. Коррекция психоэмоционального состояния здоровья средствами арт-терапии
  3. Функции культуры. Дата обращения: 30 октября 2016. Архивировано 31 октября 2016 года.
  4. Использование средств искусства для развития и коррекции эмоциональной и познавательной сферы у дошкольников с нарушениями развития —› Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии Архивная копия от 31 октября 2016 на Wayback Machine // Сайт проекта «FairEducation: Структура педагогики».
  5. Медведева, Левченко и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании // Электронная библиотека МГППУ. Дата обращения: 30 октября 2016. Архивировано 31 октября 2016 года.
  6. Донская Т. К. Артпедагогика в современной образовательной парадигме // Наука. Искусство. Культура. — 2013. Дата обращения: 30 октября 2016. Архивировано 31 октября 2016 года.

Литература[править | править код]

  • Сергеева Наталья Юрьевна. Содержание понятия «Артпедагогика» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — № 1.
  • Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX—XX вв.: Хрестоматия / Сост. М. А. Верб. — СПб.: Образование, 1995. — 229 с.
  • РГПУ имени А. И. Герцена —› Научные специальности (перечень специальностей) —› Педагогика —› Информация о научных работниках —› Верб, Эммануил Аронович: Доктор педагогических наук (учёная степень), профессор по кафедре педагогики (учёное звание), профессор (должность)
  • Жаданова, Любовь Афанасьевна Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Санкт-Петербург, 2006.
  • Вэй Хао. Подготовка художника-дизайнера в современном Китае: Традиции и инновации: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Санкт-Петербург, 2009.
  • Номенклатура специальностей научных работников
  • Паспорт специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
  • Кузьмичёв И. К. Введение в эстетику художественного сознания: Лекции. — Нижний Новгород: Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского, 1995. — 287 с.
  • Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII—XIX века). — СПб.: Искусство, 1994. — 399с.
  • Медведева И., Шишкова Т. Книга для трудных родителей.
  • Островский О. Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга (1703—1796): Курс лекций. — СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 2000. — 399 с.
  • Сказкотерапия Т. М. Грабенко: Обучающий мини-курс для психологов от основателя методики.
  • Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации школы нового века // Проблемы искусства в XXI веке: Задачи школы: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22—23 ноября 2010 г.) / Под научн. ред. О. Б. Островского. — СПб.: Полторак, 2010. — 450 с. — С. 132—133.
  • Творчество: Теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере. — СПб.: Книжный дом, 2008. — 296 с.

См. также[править | править код]

  • Дидактика
  • Кинообразование
  • Медиаобразование
  • Образование
  • Образовательные технологии
  • Обучение
  • Психология образования
  • Педагогика

Слово «артпедагогика»

Слово состоит из 13 букв, начинается и заканчивается на гласную, первая буква — «а», вторая буква — «р», третья буква — «т», четвёртая буква — «п», пятая буква — «е», шестая буква — «д», седьмая буква — «а», восьмая буква — «г», девятая буква — «о», 10-я буква — «г», 11-я буква — «и», 12-я буква — «к», последняя буква — «а».

  • Написание слова наоборот
  • Написание слова в транслите
  • Написание слова шрифтом Брайля
  • Передача слова на азбуке Морзе
  • Произношение слова на дактильной азбуке
  • Остальные слова из 13 букв

Видео Видеоролик по артпедагогике (автор: ОЦ ИНТОКС)03:46

Видеоролик по артпедагогике

Видео Арт терапия и арт педагогика в помощь родителям в сложных ситуациях (автор: Елена Тарарина - Теория и практика Арт-терапии)01:04

Арт терапия и арт педагогика в помощь родителям в сложных ситуациях

Видео Сто к одному Full HD 01.12.2018 "Детский театр" VS "Арт-Педагогика" (автор: Сто к Одному FullHD)39:19

Сто к одному Full HD 01.12.2018 “Детский театр” VS “Арт-Педагогика”

Видео Майстер клас "Дихальна арт педагогіка" (автор: НВК24 Умань)01:41

Майстер клас “Дихальна арт педагогіка”

Написание слова «артпедагогика» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

акигогадептра 😀

Написание слова «артпедагогика» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 արտպեդագոգիկա

в греческой🇬🇷 αρθπαιδαγογεικα

в грузинской🇬🇪 ართპედაგოგიკა

в еврейской🇮🇱 ארטפאדאגוגיכא

в латинской🇬🇧 artpedagogika

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80aaaladg2as1bgl0a

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

fhngtlfujubrf

Написание слова «артпедагогика» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠁⠗⠞⠏⠑⠙⠁⠛⠕⠛⠊⠅⠁

Передача слова «артпедагогика» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ – – – – – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ –

Произношение слова «артпедагогика» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «артпедагогика» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

nprjcznfgfdxn

Остальные слова из 13 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

  • абактериально
  • аббатствовать
  • аббатствуемый
  • аббатствующий
  • аббревиировав
  • аббревиируясь
  • абдикационный
  • абдоминальная
  • абдоминальное
  • абдоминальные
  • абдоминальный
  • абердин-ангус
  • аберрационное
  • аберрировавши
  • абзелиловский
  • абиссобротула
  • аблактировать
  • аблактируемый
  • аблактирующий
  • абонировавший
  • абонированный
  • абонироваться
  • абонирующийся
  • абортировавши

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Артпедагогика

  • Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими навыками в разных видах художественной деятельности.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Субли́чность — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я…

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Предрасположенность в философии, физиологии и психологии — навык, готовность, склонность или тенденция действовать определённым образом.

Акти́вность (англ. activity; нем. Tätigkeit) — в психологии деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся…

Межкультурная компетенция — это способность успешно общаться с представителями других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита.

Метод Фельденкрайза — двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education).

«По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — одна из ключевых работ Зигмунда Фрейда, обозначившая поворот в его учении и переход от первой топической модели психического аппарата (сознание / предсознательное / бессознательное) — ко второй (Я / Оно / Сверх-Я), а также впервые поставившая в психоанализе вопросы о природе навязчивости, о неизбежном возвращении психотравмы, о существовании влечения к смерти.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Блюмы Вульфовны Зейгарник.

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Психологическая совместимость — характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Интеллектуализа́ция — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств.

Гóре — интенсивное эмоциональное состояние, сопутствующее потере кого-то (или чего-то), с кем (или с чем) у человека была глубокая эмоциональная связь. Этот термин не используется как синоним для депрессии. Иначе говоря, это одна из базальных эмоций, связанная с ощущением объективной или субъективной потери значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Так же под горем понимается сильная глубокая печаль, скорбь.

Подробнее: Горе (эмоция)

Конституция человека, в отличие от его физического развития, это характеристика конкретного человека, которая остается постоянной на протяжении всей его жизни, то есть она не имеет возрастной периодизации. По сути, конституция человека — это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал.

Феноменологи́ческая психиатри́я (от др.-греч. φαινόμενον «являющийся») — раздел психиатрии, занимающийся изучением психических расстройств по внешним проявлениям, на основе философских концепций. При этом психопатологические явления исследуются в том виде, в каком они прямо представлены в сознании лиц с психическими расстройствами. Феноменология помогает психиатру в понимании структуры и способа бытия-в-мире психически больного человека, представленные в его мировосприятии и мировоззрении.

Эмоциональное заражение – социально-психологический механизм передачи психического настроя другим людям от одного человека или группы людей, эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта и включения личности в определённые психические состояния.

Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Биологи́ческая психиатри́я — раздел в психиатрии, использующий биологический подход, целью которого является изучение биологических причин и механизмов развития (этиологии и патогенеза) психических расстройств, а также биологические методы их лечения и коррекции.

Абреа́кция (англ. abreaction); отреаги́рование; разря́дка — термин в психоанализе, означающий повторное переживание травматического события, с целью дать выход избытку сдерживаемых эмоций. Иногда под абреакцией также имеется в виду способ осознания подавленных травматических событий.

Психическая энергия — термин, предложенный З. Фрейдом для описания специфики перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта (или текущей деятельности) на другой. В определении Мура — Файна соответствует «гипотетически существующей и <…> количественно измеримой энергии, лежащей в основе всякой активности психического аппарата и <…> всех психических проявлений». «Психическая энергия», по Ф. Тайсону и Р. Тайсону, в психоанализе понимается в похожем смысле, но не аналогично понятию «энергии…

Ассоциативная психология (Ассоцианизм) — совокупность психологических концепций и школ XVIII – XIX вв., в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Ассоциация идей может возникать в результате подобия (ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки), близости (ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время), контраста (ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга…

Психология девиантного поведения — психологическая научная дисциплина, изучающая сущность, генез и функционирование поведения, отклоняющегося от общепринятых стандартов и норм (моральных, религиозных, возрастных, этнических и пр.). Такое поведение обусловлено либо дезадаптивным развитием психики и личностных свойств (например, агрессивности, самоуничижения, выученной беспомощности и пр.), либо гиперспособностями, либо определенным психическим состоянием человека (например, переживанием утраты, депрессией…

Самоуве́ренность — необоснованная уверенность в отсутствии у себя минусов и отрицательных свойств характера. Следует отличать от понятия «уверенность в себе» — свойства личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.

Трансперсональное или надличностное — термин, применяемый в трансперсональном движении и, в частности, в трансперсональной психологии, для описания опыта изменённого состояния сознания и гипотетических явлений, по мнению сторонников этой ориентации, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души». Слово употребляется для обозначения, как они полагают, экспансии или расширения сознания за пределы привычного «Я» и за границы времени и пространства, при которых, на их взгляд, возможно…

Принцип удовольствия (нем. Lustprinzip) — один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда, наряду с принципом постоянства, принципом нирваны и принципом навязчивого повторения.

Э́го-психоло́гия — направление психоанализа. Отличается выдвижением на первый план Эго (в то время как Фрейд в основном исследовал Оно), а также вниманием к адаптации личности в окружающем мире, вопросам свободы личности, автономии личности и особенностям личностной работы. Основные представители данного направления: А. Фрейд, Х. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон.

Десоциализа́ция (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Действие (англ. action, рerformance) — единица деятельности, целенаправленная преднамеренная активность, осуществляемая субъектом деятельности произвольно. В широком смысле действием является любое мотивированное поведение. Направленность действия необязательно осознается субъектом. Смысл действия также может быть скрыт от осознания.

Морти́до — термин, используемый в психоанализе для обозначения вида психической энергии, источником которой является гипотетический инстинкт смерти. Введён в 1936 году Паулем Федерном, одним из учеников Зигмунда Фрейда по следам более раннего (и поначалу оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн, которая в середине 1910-х годов впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие инстинкт смерти.

Проекти́вная идентифика́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Многими исследователями не выделяется как самостоятельный процесс, а рассматривается как смесь проекции и интроекции. Впервые описан Мелани Кляйн.

Социа́льная дезадапта́ция — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом (1902—1987), американским психотерапевтом, который радикально перевернул основное понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом самому себе.

Имплици́тная память (лат. implicitus «свёрнутый, закрытый»), скры́тая па́мять — тип памяти, который обеспечивает использование информации, полученной на основе неосознаваемого прошлого опыта. Иными словами, неосознаваемая память в отличие от эксплицитной — осознаваемой. Опытным подтверждением существования имплицитной памяти считают явление фиксирования установки (эффект предшествования), когда наблюдаемый субъект успешнее решает задачи, к которым он был подготовлен в предшествующем подсознательном…

Демонстративное поведение — понятие, используемое в психологии. В широком смысле присутствует в самой разнообразной психопатологической симптоматике: охваченный депрессией человек демонстрирует, осознаёт он это или нет, что всё потеряло для него интерес, и он не находит больше в жизни смысла; при мании величия — демонстрируется преимущество перед другими, ценность своих идей и т. п.

Детский психоанализ — психоанализ, в котором в качестве пациента выступает ребёнок. Детский психоанализ основан на тех же понятиях и принципах, что и психоанализ взрослых: внимание к внутренней психической жизни, интерпретации защит, сопротивления и переноса, реконструкции и проработке. Различия между взрослым и детским психоанализом кроются не в теории, а в практике. Если основная роль в психоаналитическом процессе с взрослыми людьми отводится речи, то в анализе с детьми — это игра и/или творчество…

Функция (лат. functio — исполнение) — обязанность, круг деятельности. «Функция — это существование, мыслимое нами в действии» (Гёте).

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.

Понима́ющая психоло́гия (нем. Verstehende Psychologie) — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями.

Самоактуализа́ция (от лат. actualis — действительный, настоящий; самовыражение) — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация…

Когнити́вная систе́ма, когнити́вная структу́ра (от лат. cognitiо «познание») — система познания (человека), сложившаяся в его сознании в результате становления его характера, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. На основе этой системы ставятся цели и принимаются решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, стараясь избежать когнитивного диссонанса. В основе когнитивной системы лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка; носителем такой системы…

Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции.

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», эти вопросы отражают интересы различных исследователей искусственного интеллекта, философов, исследователей познавательной (когнитивной) деятельности.

Аддиктоло́гия (англ. addiction — зависимость, лат. logos — учение) — наука об аддиктивном (зависимом) поведении. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.

Культу́рный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Социальное познание (англ. social cognition) — сложный, комплексный процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.

Артпедагогика (художественная педагогика)

Предмет
Социальная работа

Разместил

🤓 intinnavebrade593

👍 Проверено Автор24

синтез искусства и педагогики, обеспечивающий разработку теории и практики коррекционно-направленного процесса развития детей с особенностями развития, а также вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Научные статьи на тему «Артпедагогика (художественная педагогика)»

Коррекционная работа средствами музыки вне занятий с дошкольниками с ОВЗ

, а с другой – отмечено появление терминов артпедагогики и арттерапии, которыми отражена коррекционная…
Методика коррекционного музыкального воспитания
Артпедагогика в сфере специального образования выступает…
с ОВЗ, а также формирование основ художественной культуры посредством искусства и художественно-творческой…
Музыкальное воспитание в качестве части артпедагогики направлено на формирование гармоничной социально…
Методику и ритмику объединяет социальная педагогика через общность целей и задач.

Автор24

Статья от экспертов

Артпедагогика как инновационная технология в образовательном пространстве

В современных условиях переход к артпедагогике имеет особую актуальность. Система государственных стандартов образования при всех своих очевидных плюсах имеет слабые стороны: в ней почти не остается места широкому, «избыточному», творческому подходу. Воспитание и обучение всесторонне развитой личности возможно лишь в условиях полифонической образовательной среды, изобилия приемов и методов обучения, разнонаправленного творческого процесса, в который включены не только педагоги и тьюторы, но и сами ученики. Суть артпедагогики состоит в интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности. При этом искусство становится неким посредником, который обеспечивает психолого-педагогические условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического содержания. Вместе с тем, артпедагогика помогает изучению искусства. Педагогика искусства имеет богатый потенциал для успешного решения задач художественного образования, который пока использ…

Особенности самообразования педагога-хореографа

Опыт, который был накоплен в артпедагогике, является синтезом двух областей научного знания: педагогики
и искусства танца, которыми обеспечивается художественное развитие учеников средствами хореографии.

Автор24

Статья от экспертов

ПЕДАГОГИКА АНТИЧНОСТИ (ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Введение. В статье обоснована актуальность обращения к источниковедению истории педагогики Античности. Цель статьи заключалась в выявлении и классификации основных групп источников по предыстории артпедагогики и творческого наследия Иоанна Златоуста. Материалы и методы. Материалом для изысканий послужил значительный корпус источников периода Древности – от педагогических и религиозных сочинений античных авторов до вазовой живописи и архитектурных сооружений. Методологическую основу исследования составили историко-педагогический, артпедагогический, религиоведческий, источниковедческий и археологический подходы. Результаты. Среди письменных источников по предыстории артпедагогики в эпоху Античности выявлены следующие подгруппы: законодательные, исторические, биографические, философские, собственно педагогические, художественные и религиозные. Выделены также иконографические, антропологические, фонографические и вещественные группы источников. Обсуждение. Исследователи провели тщательн…

Еще термины по предмету «Социальная работа»

Алкоголизм

(соц.) форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности; (мед.) хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

Арттерапия в реабилитации

реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматологами, педагогами, специалистами по социальной работе в целях развития или восстановления способностей людей с ограниченными возможностями; включает в себя различные направления: изотерапию, глинотерапию, анимационную терапию и т. д.

Виды учреждений социального обслуживания

подразделения учреждений социального обслуживания в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставления услуг; устанавливаются Национальным стандартом.

  • Педагогика

  • Художественные

  • Художественность

  • Основы педагогики (социальной педагогики)

  • Музейная педагогика

  • Педагогика музейная

  • Кондуктивная педагогика

  • Педагогика туризма

  • Психологическая педагогика

  • Эвристическая педагогика

  • Инновация (в педагогике)

  • Авторитарная педагогика

  • Вмешательство в педагогике

  • Герменевтика в педагогике

  • Гуманистическая педагогика

  • Законы педагогики

  • Исследование в педагогике

  • Коррекционная педагогика

  • Критическая педагогика

  • Методология педагогики

Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Статья по педагогике

Хоминская Елена Станиславовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа №14 г. Донецка»

Артпедагогика как творческая

платформа развития педагогики и искусства.

Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является арт-педагогика. Поле её деятельности — проблема использования в педагогической работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, развитие общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности. Арт-педагогика развивается на стыке педагогики и искусства.

Артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели — помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.

Цель артпедагогики – активизация познавательной деятельности учащихся средствами искусства, развитие творческого воображения, эмоциональной памяти; гармонизация духовно-нравственного состояния внутреннего мира детей и их социализация; воспитание самоидентификации личности ребёнка в процессе приобщения к национальному и мировому искусству, развитие любви к ценностным смыслам искусства и культуры, их духовно-нравственным народным традициям, запечатлённым в произведениях отечественной живописи, скульптуре, музыке, литературе, театре, хореографии, песнопениях, в произведениях материальной культуры и других видах народного творчества.

Все функции культуры и искусства оказывают терапевтический эффект на формирующуюся личность ребенка.

Функции артпедагогики:

1)культурологическая (обусловлена объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека как творца на основе усвоения художественной культуры);

2)образовательная (направлена на развитие личности и познание ею действительности через искусство; обеспечивает усвоение знаний в сфере искусства и практических навыков художественно-творческой деятельности);

3)воспитательная (формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности; содействует её социокультурной адаптации с помощью искусства).

В качестве концептуальных идей артпедагогики на сегодня выделяются следующие:

– идея гуманизации,

– идея креативности,

– идея рефлексивности,

– идея интегративности

Что касается гуманизации, это – стержень нового педагогического мышления, в основе которого лежит установка восхождения к личности, к человеку как высшей ценности. Гуманизм – основа артпедагогики, главный принцип деятельности артпедагога, если только он реализуется по отношению к каждому ученику вне зависимости от его способностей. Вера в индивидуальность предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к ученикам, которые не вызывают симпатии педагога. При этом воспитательные цели превалируют над целями обучения. Сам этот процесс насыщается размышлениями над вечными проблемами (добра и зла, любви и мудрости, красоты и гармонии и др.)

Креативность включает в себя четыре основных аспекта:

– креативная среда,

– креативная личность,

– креативный продукт,

– креативный процесс.

Личность становится креативной, только если она может осуществлять свою творческую деятельность полноценно, в условиях свободной и креативной среды. Творческая способность не может возникнуть и тем более развиться в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается: принятием безусловной ценности индивида, способностью к самовыражению; созданием атмосферы, в которой отсутствует однозначная внешняя оценка, наличием чуткости и понимания.

Идея рефлексивности – это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности можно рассматривать ее способность к работе в условиях неопределенности, так как это свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творческих возможностей личности.

Идея интегративности заложена в самой основе артпедагогики. Как уже отмечалось выше, она развивается на основе слияния всех отраслей и видов искусства, а также – педагогики, психологии и других областей наук о человеке. Гармоничное сочетание всех видов и форм разнообразной художественной деятельности обогащает нравственно-эстетический облик учащегося.

Таким образом, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого человека.

При проведении урока необходимо создать для ребенка максимально комфортные условия, чтобы позволить ему творить, не отвлекаясь на посторонние вещи. Важно выбрать, в какой форме будет проходить занятие, а также понять, какой именно вид художественной деятельности интереснее всего для ребенка на данный момент.

Выбор одной из форм познавательной деятельности:

1) фронтальная

2) комплексная

3) коллективная

Фронтальная форма – коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы собираются в единое целое.

Комплексная форма – выполнение единой коллективной работы (на плоскости, в объеме, создание книги) когда каждый учащийся делает свою часть задания, име , что делают другие.

Коллективная форма, при которой деятельность учащихся строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

Важно помнить, что в работе с ребенком необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка: у одного могут быть проблемы с речью, у других – эмоциональная «зажатость», у третьих – отстранённость от коллектива. Необходимо как можно чаще идти на компромиссы и избегать любых рамок и ограничений, дав возможность ребенку самому выбрать то,что было бы для него самым интересным.

Главная цель педагога – получить доверие ребенка, вовлечь его в коллективную коммуникативно-познавательную деятельность средствами искусства, учитывая их воздействие на каждого ребенка.

Варианты деятельности учителя на уроке:

1)пассивное участие – учитель является главным организатором, распределяет работу, предлагает заранее разработанный план, лично контролирует действия учащихся

2)активное участие – учитель остается главным источником информации, но учащиеся могут прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения

3)интерактивное участие – учитель регулирует учебно-воспитательный процесс, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, а учащиеся проявляют со своей стороны активность в обсуждении идеи, в разработке плана работы, предлагают свое решение, поставленной проблемы.

В работе могут использоваться различные методы: словесные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов, а также метод творческой деятельности, познавательные игры.

Безусловно, коллективная работа очень важна, но все же именно в искусстве у ребенка есть возможность выразить свою индивидуальность, раскрыть частичку своего внутреннего мира – нужно больше давать детям работать самостоятельно. Мир творчества невероятно многообразен, необходимо предоставить ребенку свободный выбор вида деятельности – быть может, он раскроет свой талант в какой-то совершенно неожиданной области.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся рекомендуется использовать приемы игры.

Нужно с пониманием относиться к возможным неудачам и учить ребенка их преодолевать, ведь каждый мастер начинал с малого.

На уроках творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности и художественным восприятием произведений в сочетании с музыкой, театром, изобразительным искусством.

В настоящий момент современный этап модернизации образования связан с активным переходом от тоталитарной, унифицированной системы образования к вариативной, с позиции «школа для каждого». Это обеспечивается благодаря новой образовательной парадигме, ориентирующей на общедоступность образования, адаптивность его системы уровням и особенностям развития обучающихся. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача по созданию благоприятной среды для максимальной самореализации и развития личности каждого ученика. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.

Одним из таких средств является артпедагогика – вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Оформившись на стыке двух наук, она обеспечивает разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса воспитания и обучения детей , вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Современная педагогика в поиске эффективных средств все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Работы многих авторов (Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.Д.Добровольской, О.А.Карабановой, Л.В.Кузнецовой, Е.А.Медведевой и др.) подтверждают эффективность использования средств искусства в коррекционно-развивающем процессе работы с детьми с нарушениями развития.

Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность обучающихся в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.

Таким образом, мы с уверенностью утверждаем, что артпедагогика и практика педагога при помощи средств искусства решает важные профессиональные педагогические задачи. Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, поэтому так важно использовать различные методы искусства через его непосредственное участие в творческом педагогическом процессе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *