Правила, по которым в глаголах, оканчивающихся на –тся и –ться, пишется или не пишется мягкий знак, очень просты. Однако именно их чаще всего нарушают при написании глагольных форм инфинитива и третьего лица настоящего или будущего времени. Поэтому стоит детально разобраться, когда же нужен мягкий знак, а когда его употребление приводит к грубой грамматической ошибке.

Инфинитив, или неопределенная форма глагола, чаще всего образуется при помощи флексий –еть для первого спряжения и –ить —  для второго:

I спряжение: хотеть, надеть, тереть, успеть

II спряжение: строить, кроить, любить, помнить

Возвратные глаголы, обозначающие действие, направленное на объект речи, после флексий –еть, -ить имеют постфикс –ся. Его присоединение сохраняет мягкий знак на конце флексии:

кружить-ся, заботить-ся, вертеть-ся, упереть-ся, притерпеть-ся.

Инфинитив глагола «нравиться», который относится  к группе возвратных глаголов, образуется точно так же: «нравить-ся», поэтому в его окончании обязательно должен присутствовать мягкий знак.

Форму инфинитива определяют по вопросам «что делать?» «что сделать?»

Что делать? Клубиться, заботиться, нравиться

Что сделать? Забиться, вытереться, согреться                                                              

В предложении инфинитив может быть связан с подлежащим, а также входить в составное глагольное или именное сказуемое. Он не изменяется и полностью сохраняет свое написание:

Желание нравиться не должно превращаться в откровенное кокетство. (Желание что делать? – нравиться.)

Он старался нравиться всем окружающим, поэтому часто попадал в нелепые ситуации. (Старался что делать? – нравиться.)

Ей хотелось нравиться публике, быть на виду, иметь успех. (Хотелось что делать? – нравиться.)

В отличие от инфинитива, форма возвратных глаголов третьего лица настоящего и будущего времени образуется от основы слова присоединением флексий –ит, -ет и постфикса –ся. В структуру слова при этом мягкий знак не входит:

он (она, оно)  забот-ит-ся, согрева-ет-ся, вытира-ет-ся, клуб-ит-ся, нрав-ит-ся.

Глаголы в форме третьего лица отвечают на вопросы «что делает?» «что сделает?»

Что делает? Купается, одевается, нравится

Что сделает? Умоется, исправится, оторвется       

В предложении они выступают в роли сказуемого:

Счастливым даже солнце в небе улыбается.  (Что делает? – улыбается.)

Мне нравится, что Вы больны не мной.   (Что делает – нравится.)

Если нравится петь – значит нравится жить.   (Что делает? – нравится.)

Чтобы не ошибаться в написании глагольных форм, оканчивающихся на –тся и –ться, в том числе и слов «нравится» или «нравиться», достаточно запомнить, что они отвечают на разные вопросы. Если это вопрос «что делает (сделает)?» – надо писать –тся без мягкого знака, если что «делать (сделать)?» – употребление мягкого знака обязательно.

Любит учиться как пишется

TheDifference.ru определил, что разница между словами «нравиться» и «нравится» заключается в следующем:

  1. Слова «нравиться» и «нравится» являются разными формами глагола. В речи инфинитив «нравиться» обладает функциями, отличными от функций глагольной формы третьего лица настоящего времени «нравится».
  2. Возвратный глагол «нравиться» образован от основы инфинитива с мягким знаком на конце способом присоединения постфикса –ся. Глагол «нравится» образован таким же способом, но от основы, которая не заканчивается мягким знаком.
  3. Глагол «нравиться» отвечает на вопрос «что делать?» Глагольная форма «нравится» соответствует вопросу «что делает?»

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется -ться (с буквой ь).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? или что делают (сделают)?, пишется -тся (без буквы ь).

Как правильно пишется «нравится учиться»?

правильно


нравится учиться

неправильно


нравить

ся учиться

-тся и -ться в глаголах

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется -ться (с буквой ь).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? или что делают (сделают)?, пишется -тся (без буквы ь).

Пример

Пошли (что делать?) купаться (неопределенная форма).
Он (что делает?) купается (3-е лицо).

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

нравится Буквы е и и в окончании глаголов I и II спряжения

Буквы е и и в окончании глаголов I и II спряжения

Записи 1-3 из 3

Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «приобретать опыт». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «учиться» или «учится»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется в обоих вариантах:

УЧИТЬСЯ

УЧИТСЯ

Почему пишем с мягким знаком?

Если слово в предложении является инфинитивом и отвечает на вопрос «Что делать?»

Что делать? – учиться

Как мы видим, в вопросе есть мягкий знак, а значит, и в самом слове он будет употребляться.

Также следует запомнить, что в глаголах неопределенной формы (инфинитивах) в конце слова пишут мягкий знак, который сохраняется перед постфиксом «ся».

Почему мы не пишем мягкий знак?

Не следует употреблять мягкий знак, если глагол стоит в предложении в 3-м лице настоящем времени. Если в вопросе «Что делает?» (учится) нет мягкого знака, то в слове он тоже отсутствует.

Что делает? – учится.

Синонимы к слову:

  • Обучаться
  • Получать знания
  • Изучает
  • Осваивает

Примеры предложений с данным словом:

  • Учиться никогда не поздно, поэтому неустанно расширяйте собственный кругозор.
  • В этой четверти осталось учиться 2 недели, а значит, есть время подтянуть «хвосты».
  • Ваня регулярно посещает школьный кружок, где учится актёрскому мастерству.

Как показывает практика, написание глаголов, которые оканчиваются на “тся” и “ться”, вызывает большие затруднения у многих. Соответственно ошибки в таких словах встречаются очень часто. Так в каких случаях писать “тся” и в каких – “ться”? Запомнить это очень легко. Главное – определиться, какой вопрос можно поставить к слову – “что делает (ют)?” или “что делать?”. В первом случае пишем “тся”, во втором – “ться”.

УчиТСЯ или учиТЬСЯ? Легко запомнить!

Пример – со словами “учится” – “учиться”.

“Я учусь, и он – …”. Выбираем подходящий вопрос из пары “что делает?” – “что делать?”. То есть он – что делает? – учится! Поскольку в выбранном вопросе на конце (после “т”) нет мягкого знака, то и в нашем примере “он учится” – после “т” его тоже нет. То есть в этом случае – учиТСЯ.

А если надо сказать “я хочу пойти…” (учится или учиться?). Опять же ставим вопрос – такой, какой сюда подходит. “Я хочу пойти… (что делать?)”. После “т” – мягкий знак. Таким образом, в этом случае пишем “учиТЬСЯ” с мягким знаком: “я хочу пойти учиться”.

Еще пример – со словами “катается” и “кататься”.

УчиТСЯ или учиТЬСЯ? Легко запомнить!

“Мы смотрим по телевизору, как фигурист катаеТСЯ на коньках”. (Что делает?). Но! “Мы собираемся покатаТЬСЯ на коньках”. (Что сделать?).

И еще. Бывает, что в предложении нет подлежащего. В этих случаях опять же пытаемся поставить вопрос. “Любишь кататься – люби и саночки возить!”. Любишь – что делать? Пишем слово “кататься” с мягким знаком. А если вопрос поставить нельзя? К примеру, такая поговорка: “учиться – всегда пригодится!”. К слову учиться можно поставить вопрос: что делать? Пишем с мягким знаком – “учиТЬСЯ”. А вот к слову “пригодится” – нет, вопрос не подберешь. В таких случаях – когда предложение без подлежащего и вопрос к глаголу не поставишь – всегда выбираем вариант без мягкого знака – “тся”! В нашем примере – пишем “пригодиТСЯ”.

УчиТСЯ или учиТЬСЯ? Легко запомнить!

Пишите правильно – это круто!

УчиТСЯ или учиТЬСЯ? Легко запомнить!

«Учится» или «учиться»: как правильно писать?

Правописание глаголов в русском языке нередко вызывает трудности. Особенно часто ошибки возникают при выборе написания глаголов, заканчивающихся на «-тся» и «-ться». Сомнения появляются в употреблении мягкого знака − он нужен на конце глаголов далеко не всегда. Чтобы не ошибиться, как правильно писать: «учится» или «учиться», необходимо запомнить правило, действующее при этом. Оно будет применимо и для огромного количества других русских глаголов.

Как правильно пишется?

Слова «учится» и «учиться» − это несовершенные глаголы. Их семантическое значение практически совпадает – «усваивать новую информацию, обретать теоретический и практический опыт».

В русском языке допустимы оба варианта написания: «учится» и «учиться».

Выбор одного из них зависит от того, в какой форме употреблен глагол:

  1. «Учиться» пишется в том случае, если слово употребляется в начальной форме. Этот глагол является инфинитивом, отвечающим на характерный для данной формы глагола вопрос «что делать?». Здесь можно заметить наличие мягкого знака, что означает необходимость его написания и в самом слове. Это регулируется правилом, согласно которому все инфинитивы оканчиваются на «-ть» или «-ться».
  2. «Учится» необходимо писать при употреблении глагола в настоящем времени и 3 лице. В этом случае он будет отвечать на вопрос «что делает?». Так как вопрос не заканчивается на мягкий знак, значит, согласно правилу, и в самом слове он будет отсутствовать.

Также следует обратить внимание, что в этих словах ударными являются разные слоги.

Морфемный разбор слов «учиться» и «учится»

Морфемный разбор глагола «учиться»:

  • «уч» − корень;
  • «и» − суффикс;
  • «ть» − суффикс;
  • окончание отсутствует;
  • «ся» − постфикс;
  • «учи+ся» − основа слова (формообразующий суффикс не входит).

В предложении «учиться» может выполнять роль сказуемого.

Морфемный разбор глагола «учится»:

В предложении «учится» может выполнять роль сказуемого.

В каких случаях пишут слово «учится»

Согласно правилу, рассмотренному выше, глагол «учится» пишется, если он употреблен в 3 лице настоящем времени.

Примеры предложений

  1. Он поступил в университет и теперь учится в другом городе.
  2. Он очень плохо учится, его вряд ли аттестуют.
  3. После тяжелой болезни он заново учится ходить и выполнять самые простые действия.
  4. Этот студент хорошо учится, хоть и пропускает половину занятий.
  5. Мальчик из соседнего дома учится в нашем классе.

В каких случаях пишут слово «учиться»

С мягким знаком это слово следует писать в том случае, если оно употребляется в начальной форме (глагол является инфинитивом).

При этом к нему можно задать вопрос «что делать?».

Примеры предложений

  1. Учиться новому никогда не поздно.
  2. Чтобы хорошо учиться, нужно ответственно подходить к выполнению домашних заданий.
  3. Я не умею учиться на чужих ошибках, поэтому всегда учусь на своих.
  4. Учиться, учиться и еще раз учиться!
  5. Прежде, чем стать профессионалом своего дела, придется долго учиться и совершенствовать свои умения.

Синонимы слова «учиться»

К слову «учиться» можно подобрать следующие синонимы: изучать, грызть гранит науки, научаться, выучиваться, тренироваться, разучивать, сидеть на школьной скамье, проходить, узнавать, овладевать, перенимать, долбить, приучаться, осваиваться, образовываться, специализироваться, штудировать.

Ошибочное написание слов «учится» и «учиться»

Написание мягкого знака на конце глагола недопустимо, если он имеет форму настоящего времени 3 лица. В свою очередь, писать инфинитив без мягкого знака нельзя − это будет ошибкой.

Заключение

Таким образом, допустимыми считаются оба варианта написания рассматриваемого глагола: «учится» и «учиться». Чтобы выбрать правильный, необходимо определить, в какой форме употребляется глагол. Упростить задачу поможет постановка вопроса: «что делает?» – учится; «что делать?» – учиться).

Если на конце вопроса имеется мягкий знак, он будет сохраняться и в глаголах, а если его нет – на конце слова мягкий знак тоже будет отсутствовать.

Источник статьи: http://znanieinfo.ru/orfografiya/uchitsya-ili-uchitsya.html

«Учится или «учитЬся» — как правильно пишется?

Этимология слова

Большую часть жизни человек посвящает учебе. Сначала он получает знания дома и в школе, высшем учебном заведении. А потом приобретает новый опыт на работе и в различных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый знает, откуда произошло слово «учеба» или «учиться».

Точное время его появления в русском языке неизвестно. Но оно описано в этимологическом словаре Фасмера. В нем указано, что слово «учить» образовалось от двух древнерусских лексем «учити» и «укъ». Их лексическое значение — «учение». Из этого становится понятно, что у слова славянское происхождение.

Конструкцию можно толковать по-разному. «Учиться» означает получать новые знания, приобретать навыки и умения. А также усваивать информацию, развивать определенные способности, стараться запомнить и воспринять данные.

Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.

Необходимость смягчения

Определить то, как правильно писать — «учится» или «учиться» легко. Достаточно задать к слову вопрос. Если глагол стоит в неопределенной форме, то есть это инфинитив, то он отвечает на «что сделать?». В этом случае нужно ставить мягкий знак. Постановка буквы зависит именно от того, в какой форме стоит глагол.

Если слово отвечает на другой вопрос, то это не инфинитив. В таком случае писать смягчение не нужно.

Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.

Само слово «учиться» имеет несколько глаголов-производных. Они образуются с помощью префиксов и суффиксов. В них также должно быть смягчение. Примеры подобных лексем: учить, научиться, обучаться, подучить, научить, отучиться, изучить и обучать. Все эти слова стоят в неопределенной форме, поэтому в них и необходимо смягчение. К ним также можно задать вопрос «что делать?». Правописание таких конструкций стоит запомнить, чтобы не совершать ошибок.

Второй вариант

Мягкий знак можно написать только в инфинитивах. Но есть и другие формы глаголов. Если сказуемое стоит в третьем лице единственного или множественного числа, то смягчение перед суффиксом неуместно. Пример: слово «учаться» написано неправильно, так как к нему подходит «что делают?».

В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.

Пример предложения: Ира старается улыбаться, хотя чувствует боль. Первый глагол не стоит в инфинитиве, поэтому в нем смягчение не нужно. Ко второму можно задать вопрос «что делать?». Так как в нем есть мягкий знак, то и в сказуемом он необходим.

Лучше заучить это правило, тогда работать с глаголами будет намного легче. Благодаря ему становится понятно, как пишется слово «учится». Помогает и основа глаголов. Лексемы третьего лица пишутся без смягчения, а инфинитив с ним. Суффикс ничего не меняет, написание остается таким же.

Если все еще трудно запомнить, то лучше заменить последнюю часть глаголов. То есть вместо суффикса можно использовать слово «себя». Тогда сказуемое будет делиться на две части. Слово «учиться» в этом случае выглядит по-другому — «учить себя». Смягчение в этом глаголе необходимо.

Знак после шипящих

Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.

Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:

  • инфинитивы;
  • повелительное наклонение;
  • второе лицо единственного числа.

В учебниках обычно указано, что смягчение всегда есть в инфинитивах. А на самом деле существует еще два типа глагола, где его нужно ставить. Когда слово сочетается с местоимением «ты», смягчение просто необходимо. Это касается и сказуемых, в которых содержится указание на действие.

Такое правило даже необязательно запоминать, так как в других формах глаголов просто нет шипящих звуков в конце слов. Соответствующие примеры лексем: «привлечь», «любишь», «отрежь».

Сохраняется смягчение и при добавлении суффиксов -те и -ся. Именно поэтому слово «учишся» считается неправильным вариантом. Верное написание всегда содержит смягчение: «режьте», «влюбишься», «съешьте».

Если глагол стоит в первом лице, то после шипящих нужно писать гласный буквы «а», «о», «у», «и» или «е». Но школьники допускают грубые ошибки: «учюсь», «учю». Хотя правильный вариант другой: «ученик», «учащийся», «учу», «учитель».

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола не изменяется по временам. Оно необходимо для того, чтобы побудить другого человека к действию. Такая форма делится на несколько видов в зависимости от цели высказывания:

Есть две формы повелительных наклонений — единственного и множественного числа, при этом обе стоят во втором лице. Первые образуются от глаголов настоящего и будущего времени, к ним добавляется суффикс -и или нулевой. Примеры таких слов: «играют — играй», «рисуют — рисуй», «установят — установи».

Форма множественного числа происходит от наклонения, стоящего в единственном. В этом случае добавляется окончание -те: «читай — читайте», «пиши — пишите», «танцуй — танцуйте». Если слово заканчивается согласным звуком, то после него нужно смягчение.

Примеры глаголов: «ешь», «брось», «оставь». Когда к этим словам добавляются суффиксы -ся и -те, смягчение сохраняется: «оставьте», «ешьте», «бросьте». Но есть и несколько исключений из этого правила: «ляг» и «лягте».

Часто у школьников возникают трудности при написании гласных букв в глаголах, так как они путают изъявительное и повелительное наклонения. В первом случае у слов есть спряжения. Из-за этого есть отличия в правописании лексем. Первое спряжение изъявительного наклонения и повелительное: «застелете» и «застелите». Ударения в словах падают по-разному: второй и третий слог соответственно. Но второе спряжение не отличается от повелительного наклонения: «посторожите».

Возвратные суффиксы

В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:

  • прикосновение к предмету;
  • действие для себя;
  • состояние или эмоции;
  • свойства существ и предметов;
  • действия, направленные друг на друга.

Возвратные глаголы выражают соприкосновение человека с предметом — держаться, споткнуться, столкнуться.

А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.

Если основа слова кончается на согласную букву, то к ней добавляют суффикс -ся: решиться, покрыться. А к гласным звукам присоединяется -сь: забылась, построилось. Окончание может быть разным — ться или тся. Для определения правописания к слову задают вопрос. Если в нем есть мягкий знак, то его пишут и в глаголе. Когда смягчения нет, оно не нужно в конструкции. Примеры для обоих случаев: ложиться, подняться, забавляется, угнетается.

Разбор лексемы

Чтобы хорошо запомнить, как пишется глагол, можно разобрать его. Произошло оно от неопределенной формы глагола.

Транскрипция лексемы: [у ч’ и ц: а]. Фонетический разбор:

  • у: [у] — гласный, безударный;
  • ч: [ч’] — согласный, мягкий, глухой;
  • и: [и] — гласный, ударный;
  • т: [ц:] — согласный, твердый, глухой;
  • ь: [-] — не образует звука;
  • с: [-] — то же самое;
  • я: [а] — безударный гласный.

В этом глаголе три буквы — «т», «ь» и «с» — образуют один звук. Всего в слове три слога. При этом букв семь, а звуков только пять. Это непереходная лексема несовершенного вида, она стоит в неопределенной форме.

Примеры использования

Глаголы человек использует при построении практически каждого предложения. Они описывают действия живых объектов и невоодушевленных предметов. А слово «учиться» встречается и в литературной, и в разговорной речи. Его использовали многие писатели в своих работах:

  • Догилева «Тогда, сейчас и кот Сережа»;
  • Сытин «Я живу в полном духовном комфорте»;
  • Виилма «Все начинается с любви»;
  • Вонсович «Туранская магическая академия»;
  • Лихачев «Преодоление времени»;
  • Баскова «Фиалки под снегом»;
  • Дэшнер «Господство мысли»;
  • Рвачева «Как найти свое счастье после развода».

В книге Догилевой глагол встречается в нескольких предложениях. Но самым ярким можно назвать одно: «А человеками были как раз те, кто учиться не желал и не скрывал этого». Сытин также использовал слово в своей книге: «Для достижения жизненного успеха следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой».

Встречается глагол и в произведении Виилмы. Предложение из книги автора: «И нам, как и всем, нужно учиться видеть себя со стороны». Ярким примером использования слова может стать фраза из «Туранской магической академии» Вонсовича: «Когда умирала моя мать, она взяла слово с отца, что я буду учиться магии именно в этом месте».

Применил глагол и Лихачев, но писатель немного изменил его. Строчки из книги: «Когда мы учимся ездить на велосипеде, то сперва следуем несложным определенным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, куда падаешь». Еще один вариант использования лексемы встречается в произведении Басковой: «Она хорошо училась в институте, но оставалась одинокой и завидовала подругам».

Есть слово и в книге Дэшнер. Оно появляется в предложении: «Он жил своей жизнью, и все: учишься или работаешь, с нетерпением ждешь, когда можно будет снова лечь в гроб и оставить реальный мир позади». Рвачева вписала глагол в свою книгу: «Учитесь вслушиваться, переспрашивать и всматриваться — учитесь понимать друг друга, не жалея времени и ваших сил, а там и дом устроится, и счастье найдется».

Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.

Это касается и глаголов, в которых сомнительно написание мягкого знака в составе суффиксов или окончаний.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/uchitsya-ili-uchitsya.html

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *