– прежнее название Казаков Уральских. В русских актах Я- К. появляются в средине XVI ст., но имеется много данных предполагать в них Ордынских Казаков, кочевавших вдоль река Яик уже во время господства Золотой Орды. По Ригельману, Примечания на родословную историю Татар Абулгази Баядур-хана указывают, что Я. К. проживали уже среди Кыпчаков Половцев, пользуясь в то время особым смешанным языком, на котором могли объясняться с Местными Татарами, а также, что они могли выставить до 30 тыс. вооруженных воинов, а русским царям стали служить после завоевания Астрахани. Когда эти примечания писались, Главный Стан Я. Казаков находился на р. Яик в 50 клм. от Каспийского моря, на том месте, где теперь г. Гурьев. В ХШ в. Половцев покорили Монголы Золотой Орды. По преданию, хранящемуся у Я. Казаков, они вместе с Бродни нами участвовали в походе Монголов на Русь, вспоминается . также древний казачий Синь-город “в луке Замора” поя Илеком, поют песни и про Куликовскую битву. Где-то, по мнению Казаков, затерялась благодарственная грамота “Вольному Яицкому Войску казачьему”, присланная из Москвы кн. Василием III (1505-1533); участие их во взятии Казани (1552 г.) подтверждает “отписка” с Доиа в Москву от 2-го. мая 1632 г. Если предания отражают историческую истину, то Я. Казаков следует считать б. Ордынскими Казаками, стоявшими пограничной стражей на реке Яик, после того как она стала границей между враждующими Синей и Белой ордами, но по всем данным, они как и Донцы, в эпоху вековой орлынской “замятни” покидали Яик и возвратились на него только через два-три поколения. Предание рассказывает, как во времена Тамерлана на Яик явился атаман Гугна с Казаками, побил живших там Татар и взял себе в жены вдову их убитого князя. Об этой “бабке Гугнихе” на Урале помнят до сих пор. А. И. Ригельман (Повествование о Донских Казаках) ука­зывает мерный главный их стан Кош Яик и 450 клм. от моря; потом ими его перенесли на много ниже по течению туда, где теперь Гурьев; одно из поселений находилось против Сарайчика, прежней столицы нагайских ханов, а от Гурьева 80 клм., при урочище Коловратном и на речке Порубежной, на 45 кям. выше нынешнего Уральска и, наконец, обосновали свой центр около устья реки Чаган в Яицком городке (нын. Уральск). Ригельман записал все это со слов самих Казаков. Во всяком случае, в XV в. среди бушующего та­тарского мира уже существовала организованная казачья община с именем Я. К. Русская официальная история связывает время появления Казаков на Яике с грамотой нагайского князя Уруса. В 1591 г. Урус жаловался царю Федору: “В те поры, пришед на Яик, Казаков с шестьсот или с семьсот поставили город большой и с того города нам много лиха починили” (Дела Нагайские, связка 1, тетр. 8). Но такая версия расходится и с казачьими преданиями и с упомянутой выше “отпиской” Донских Казаков. В 1552 году эта община уже высылала своих воинов под Казань на помощь Ивану Грозному. С Москвой Я. К. хорошо ознакомились во время долгих скитаний у ее граней. Цари московские были сильными христианскими государями и, когда надо было бороться с общим врагом, Я. К. не отказывали им в доброжелательной поддержке. Занятые самообороной, они не принимали участия в московской Смуте 1605-1613 гг., проявляли лояльность по отношению к новоизбранному царю Михаилу Федоровичу; по убеждению их потомков, где-то в московских архивах должна сохраняться грамота этого царя с договорными условиями о службах и о награде за них, которую Я. К. получили в ори­гинале на руки, но после затеряли во время восстаний. В 1677-1678 гг. они добровольно участвовали в “Чигиринских исходах” против Турок; в 1683 году выступали на стороне Русских против Башкир, но при всем этом они ревниво оберегали свою независимость. Когда император Петр I в 1720 г. потребовал от них безусловной покорности, повиновения и постоянной службы Я. К. увидели в этом нарушение обычной договорности отношений и возмутились. Зная, что открытая борьба с северным колоссом им не под силу, они сожгли свои городки, с намерением пе­реселиться в заяицкие степи к Казахам, но русские войска все же окружили их и усмирили петровскими способами. Была ироведена перепись населения, определены постоянные обязанности Казаков и назначена сумма “жалованья” всему Войску Яицкому; дела сношений с ним перенесены из Посольского Приказа в Военную Коллегию, атаман и учрежденная при нем Войсковая Канцелярия стали назначаться царем. Общество потеряло право контролировать и смещать своих начальников, но не смирилось окончательно; последующие попытки преобразовать внутренний строй их жизни неоднократно вызывали открытые восстания, которые приходилось подавлять вооруженной силой. Они усмирялись жестокостями, расстрелами Войсковых Кругов, виселицами, ссылками в Сибирь, в Солдатские полки и другими карательными мероприятиями. В результате, Я. К. привыкли проявлять наружные знаки покорности, но втайне хранили чувства неприязни не только к новым по­рядкам, но и ко всему русскому. Этому чувству способствовало и постоянное религиозное давление, бестактное отношение к особенностям казачьего старообрядчества, распространенного но всему Яику. Насилия иногда кончались трагически для самих усмирителей. В 1771 году Яицкий городок стал ареной ожесточенного восстания, во время которого русский гарнизон был вырезан, его начальник, ген. Траубенберг, приказавший солдатам стрелять по Войсковому Кругу порублен казачьими шашками вместе с атаманом Григорием Тамбовцевым, ставшим в защиту петербургского карателя, а вся Войсковая Канцелярия посажена под стражу. Однако русские войска скоро справились с мятежом. Тысячи “бунтовщиков” были наказаны смертью, тюрьмой и ссылкою. Власть перешла от атамана в руки присланного из России коменданта; в центре Яицкого городка сооружена крепость, где помещался сильный русский гарнизон; ликвидирована даже видимость казачьего самоуправления, усилилось и угнетение старообрядцев, усугубившее еще больше неприязнь к русской власти. На следующий год на Яике началось новое восстание под командой Донского Казака Е. И. Пугачева. Два года Я. К., Калмыки, Башкиры, Татары уничтожали и изгоняли со своих земель в Заволжья, от Царицына до Казани, всех русских “начальных людей”, но в ,конце концов должны были уступить силе и смириться. За свое участие в “бунте” Я. К. заплатили дорого своей кровью, сотнями казненных, рванными ноздрями, беспощадно дранными, сосланными в Сибирь. Именным Указом императрицы “для предания всего случившегося полному забвению”, Яик переименован в реку Урал, а Яицкий городок стал Уральском. От этого времени Я. Казаков стали называть Уральскими, а их вольная некогда община переименована в Уральское Казачье Войско.

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А..
.
1966-1970.

Яицкие казаки, наравне с донскими, волжскими и терскими являются природными казаками, которые возникли не по велению царской власти, а самостоятельно.

Времена были давние. Никто из отцов-основателей яицкого казачества и представить не мог, что потомки спустя несколько веков будут ломать копья в попытках разобраться, как же все началось.

Карта Уральского казачества. Изображение из открытых источников
Карта Уральского казачества. Изображение из открытых источников

Письменных документов никто не оставлял. Канцелярий в составе первых казачьих поселений не было. Некогда было бумагу марать. Дела надо делать.

Как результат, сплошная путаница. Но мы не из робкого десятка, попробуем разобраться.

Версия 1. Атаман Гугня

Возникновение яицкого казачества многие историки связывают с именем казачьего атамана Василия Гугни. Точные даты жизни и происхождение казака Гугни не известны. Некоторые историки считают его донским либо волжским казаком. Есть версия, что в молодости Гугня был новгородским ушкуйником.

Атаман Гугня. Изображение из открытых источников
Атаман Гугня. Изображение из открытых источников

Все версии хороши, выбирайте на вкус.

Кроме происхождения остается тайной даты жизни атамана. Самые смелые называют время около 1395-х годов, привязывая возникновение казачества к ослаблению Золотой Орды после победы Тамерлана над ханом Тохтамышем в сражении на реке Терек.

Другие называют годы жизни атамана Василия Гугни с 1520 по 1580 годы. Скорее всего, это более правдоподобный период.

С именем Василия Гугни связана одна из самых известных легенд о традициях казачества. Считается, что уральские казаки имели суровый нрав, и жестокие обычаи. Казаки не жалели врагов, и к себе относились не менее требовательно.

Атаман Гугня. Изображение из открытых источников
Атаман Гугня. Изображение из открытых источников

Уходя в поход, они лишали собственные семьи жизни. Если бы они этого не делали, поселения яицких казаков с большой вероятностью могли разорить недружественные кочевники. Плен, мучительная смерть или насилие – выбор у жен казаков был не богатый.

Из похода яицкие казаки возвращались с новыми женами.

Жестокую традицию прервал атаман Гугня. Из очередного похода он привез в жены ногайскую красавицу. Влюбился. И не захотел ее терять перед новым походом. Издал приказ: жен оставлять в живых. С тех пор в казачьих станицах празднуют день Казачки, ставят свечки казачке Гугнихе.

Версия 2. Атаман Нечай

В 1577 году царь Иван Грозный отправил войско разобраться с засевшими в Жигулевских горах на берегах Волги «воровскими» казаками.

Яицкий казак. Изображение из открытых источников
Яицкий казак. Изображение из открытых источников

Банды были разбиты. Участники поняли, что далее на Волге им делать нечего. Русский царь не позволит. Часть казаков ушла не Терек, часть – в Сибирь.

Третья часть под руководством Атамана Нечая спустилась вниз по Волге. Вышла на стругах в Каспийское море. И таким образом, скрылась от преследования русской армии. Вернуться на Волгу у них не получилось. Входы надежно охранялись.

Казаки пошли по морю на восток и наткнулись на устье реки Яик. Построили там городок. Обосновались. Уже через год поняли, что выбранное место не подходит для дальнейшей жизни.

Яицкий казак. Изображение из открытых источников
Яицкий казак. Изображение из открытых источников

Атаман Нечай повел казаков вверх по течению Яика. Отряд натолкнулся на татарскую столицу Сарайчик. Взяли ее. С богатой добычей пошли дальше по реке Яик, пока не нашли подходящее место для городка.

В 1580 году казаки основали Яицкий городок.

С атаманом Нечаем было примерно 800 казаков.

Версия 3. Атаман Барбоша

Атаман Богдан Барбоша – один из лидеров воровских казаков. Выходец из донских или волжских казаков. Эта версия приписывает именно ему взятие Сарайчика в 1580 году совместно с другим известным казаком того времени Иваном Кольцо (Фарррида!!!).

Казаки. Изображение из открытых источников
Казаки. Изображение из открытых источников

В 1582 году состоялся казачий круг и часть казаков с Иваном Кольцо ушла в Сибирь к Ермаку. Барабоша остался на Яике. В 1584 году основал Яицкий городок, в последствии переименованный в Яицк и Уральск.

Отмечается, что с Барабошей осталось около 700 казаков.

В дальнейшем атамана Барабошу Русский царь неоднократно приглашал в военные походы. Но атаман не верил в милость царя. Не соглашался. Продолжал вольные набеги на русские караваны и ногайские посольства.

В 1588 году атамана схватили, отвезли в Москву и казнили.

Яицкий казак. Изображение из открытых источников
Яицкий казак. Изображение из открытых источников

Заключение

С 1591 году русское правительство привлекает яицких казаков к охране южных и восточных границ царства. С этого года считается старшинство яицкого казачества.

В 1613 году казаки приняли подданство Московского царства.

В 1615 году казачьему войску была пожалована грамота на владение рекой Яик.

Яицкий казак. Изображение из открытых источников
Яицкий казак. Изображение из открытых источников

В 1721 году управление Яицкими казаками передали из Посольского приказа в Военное ведомство.

В 1723 году заменили выборных атаманов наказными…

Уральское казачество выросло в одно из самых богатых и сильных казачеств России. Яицкие казаки участвовали во многих военных кампаниях Русского государства, навсегда записали свои имена золотыми буквами в Большую книгу русского казачьего воинства.

Всем добра!

Дорогие друзья, если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.

#уральские казаки #яицкие казаки #современное казачество #история казачества #российские новости #возникновение яицкого казачества

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

яицкие казаки

Энциклопедический словарь

Яи́цкие каза́ки – вольные казачьи общины, образовались в конце XV – начале XVI вв. на р. Яик из беглых крестьян. Правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ. В 1748 была введена постоянная организация Яицкого казачьего войска, разделённого на 7 полков. Войско участвовало в восстании Е. И. Пугачёва, после подавления которого переименовано (1775) в Уральское казачье войско.

* * *

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ – ЯИ́ЦКИЕ КАЗА́КИ, часть казачества (см. КАЗАЧЕСТВО) в России 16-18 веков, образовавшаяся на реке Яик (с 1775 – Урал) из русских холопов, крестьян и посадских людей, бежавших в 16 веке на юго-восточные рубежи Русского государства. Основными занятиями яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота. В 16 веке было образовано Яицкое казачье войско, которое управлялось кругом в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины.

Со второй половины 16 века царское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале прием беглых крестьян. В 17 веке выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства. В 1718 году правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили атамана выборным. В 1723 году волнения были подавлены, его руководители казнены: выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения яицких казаков происходили также в 1738 и 1748 годах. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделенного на семь полков; войсковой круг окончательно утратил свое значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание (1772) и участие яицких казаков в Пугачевском восстании (1773-1775), после подавления которого в 1775 году Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

Большой энциклопедический словарь

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ – вольные казачьи общины, образовались в кон. 15 – нач. 16 вв. на р. Яик из беглых крестьян. Царское правительство использовало их для охраны юго-восточных границ. В 1748 создано Яицкое казачье войско, которое участвовало в восстании Емельяна Ивановича Пугачева, за что в 1775 переименовано в Уральское.

Полезные сервисы

— прежнее название Казаков Уральских. В русских актах Я- К. появляются в средине XVI ст., но имеется много данных предполагать в них Ордынских Казаков, кочевавших вдоль река Яик уже во время господства Золотой Орды. По Ригельману, Примечания на родословную историю Татар Абулгази Баядур-хана указывают, что Я. К. проживали уже среди Кыпчаков Половцев, пользуясь в то время особым смешанным языком, на котором могли объясняться с Местными Татарами, а также, что они могли выставить до 30 тыс. вооруженных воинов, а русским царям стали служить после завоевания Астрахани. Когда эти примечания писались, Главный Стан Я. Казаков находился на р. Яик в 50 клм. от Каспийского моря, на том месте, где теперь г. Гурьев. В ХШ в. Половцев покорили Монголы Золотой Орды. По преданию, хранящемуся у Я. Казаков, они вместе с Бродни нами участвовали в походе Монголов на Русь, вспоминается . также древний казачий Синь-город «в луке Замора» поя Илеком, поют песни и про Куликовскую битву. Где-то, по мнению Казаков, затерялась благодарственная грамота «Вольному Яицкому Войску казачьему», присланная из Москвы кн. Василием III (1505-1533); участие их во взятии Казани (1552 г.) подтверждает «отписка» с Доиа в Москву от 2-го. мая 1632 г. Если предания отражают историческую истину, то Я. Казаков следует считать б. Ордынскими Казаками, стоявшими пограничной стражей на реке Яик, после того как она стала границей между враждующими Синей и Белой ордами, но по всем данным, они как и Донцы, в эпоху вековой орлынской «замятни» покидали Яик и возвратились на него только через два-три поколения. Предание рассказывает, как во времена Тамерлана на Яик явился атаман Гугна с Казаками, побил живших там Татар и взял себе в жены вдову их убитого князя. Об этой «бабке Гугнихе» на Урале помнят до сих пор. А. И. Ригельман (Повествование о Донских Казаках) ука­зывает мерный главный их стан Кош Яик и 450 клм. от моря; потом ими его перенесли на много ниже по течению туда, где теперь Гурьев; одно из поселений находилось против Сарайчика, прежней столицы нагайских ханов, а от Гурьева 80 клм., при урочище Коловратном и на речке Порубежной, на 45 кям. выше нынешнего Уральска и, наконец, обосновали свой центр около устья реки Чаган в Яицком городке (нын. Уральск). Ригельман записал все это со слов самих Казаков. Во всяком случае, в XV в. среди бушующего та­тарского мира уже существовала организованная казачья община с именем Я. К. Русская официальная история связывает время появления Казаков на Яике с грамотой нагайского князя Уруса. В 1591 г. Урус жаловался царю Федору: «В те поры, пришед на Яик, Казаков с шестьсот или с семьсот поставили город большой и с того города нам много лиха починили» (Дела Нагайские, связка 1, тетр. 8). Но такая версия расходится и с казачьими преданиями и с упомянутой выше «отпиской» Донских Казаков. В 1552 году эта община уже высылала своих воинов под Казань на помощь Ивану Грозному. С Москвой Я. К. хорошо ознакомились во время долгих скитаний у ее граней. Цари московские были сильными христианскими государями и, когда надо было бороться с общим врагом, Я. К. не отказывали им в доброжелательной поддержке. Занятые самообороной, они не принимали участия в московской Смуте 1605-1613 гг., проявляли лояльность по отношению к новоизбранному царю Михаилу Федоровичу; по убеждению их потомков, где-то в московских архивах должна сохраняться грамота этого царя с договорными условиями о службах и о награде за них, которую Я. К. получили в ори­гинале на руки, но после затеряли во время восстаний. В 1677-1678 гг. они добровольно участвовали в «Чигиринских исходах» против Турок; в 1683 году выступали на стороне Русских против Башкир, но при всем этом они ревниво оберегали свою независимость. Когда император Петр I в 1720 г. потребовал от них безусловной покорности, повиновения и постоянной службы Я. К. увидели в этом нарушение обычной договорности отношений и возмутились. Зная, что открытая борьба с северным колоссом им не под силу, они сожгли свои городки, с намерением пе­реселиться в заяицкие степи к Казахам, но русские войска все же окружили их и усмирили петровскими способами. Была ироведена перепись населения, определены постоянные обязанности Казаков и назначена сумма «жалованья» всему Войску Яицкому; дела сношений с ним перенесены из Посольского Приказа в Военную Коллегию, атаман и учрежденная при нем Войсковая Канцелярия стали назначаться царем. Общество потеряло право контролировать и смещать своих начальников, но не смирилось окончательно; последующие попытки преобразовать внутренний строй их жизни неоднократно вызывали открытые восстания, которые приходилось подавлять вооруженной силой. Они усмирялись жестокостями, расстрелами Войсковых Кругов, виселицами, ссылками в Сибирь, в Солдатские полки и другими карательными мероприятиями. В результате, Я. К. привыкли проявлять наружные знаки покорности, но втайне хранили чувства неприязни не только к новым по­рядкам, но и ко всему русскому. Этому чувству способствовало и постоянное религиозное давление, бестактное отношение к особенностям казачьего старообрядчества, распространенного но всему Яику. Насилия иногда кончались трагически для самих усмирителей. В 1771 году Яицкий городок стал ареной ожесточенного восстания, во время которого русский гарнизон был вырезан, его начальник, ген. Траубенберг, приказавший солдатам стрелять по Войсковому Кругу порублен казачьими шашками вместе с атаманом Григорием Тамбовцевым, ставшим в защиту петербургского карателя, а вся Войсковая Канцелярия посажена под стражу. Однако русские войска скоро справились с мятежом. Тысячи «бунтовщиков» были наказаны смертью, тюрьмой и ссылкою. Власть перешла от атамана в руки присланного из России коменданта; в центре Яицкого городка сооружена крепость, где помещался сильный русский гарнизон; ликвидирована даже видимость казачьего самоуправления, усилилось и угнетение старообрядцев, усугубившее еще больше неприязнь к русской власти. На следующий год на Яике началось новое восстание под командой Донского Казака Е. И. Пугачева. Два года Я. К., Калмыки, Башкиры, Татары уничтожали и изгоняли со своих земель в Заволжья, от Царицына до Казани, всех русских «начальных людей», но в ,конце концов должны были уступить силе и смириться. За свое участие в «бунте» Я. К. заплатили дорого своей кровью, сотнями казненных, рванными ноздрями, беспощадно дранными, сосланными в Сибирь. Именным Указом императрицы «для предания всего случившегося полному забвению», Яик переименован в реку Урал, а Яицкий городок стал Уральском. От этого времени Я. Казаков стали называть Уральскими, а их вольная некогда община переименована в Уральское Казачье Войско.

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А..
.
1966-1970.

Фраза «яицкие казаки»

Фраза состоит из двух слов и 12 букв без пробелов.

  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы из 2 слов

Написание фразы «яицкие казаки» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

иказак еикция 😀

Написание фразы «яицкие казаки» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в латинской🇬🇧 yaitskiye kazaki

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--e1afah3d9b xn--80aaufgd

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

zbwrbtrfpfrb

Написание фразы «яицкие казаки» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠫⠊⠉⠅⠊⠑⠀⠅⠁⠵⠁⠅⠊

Передача фразы «яицкие казаки» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ ⋅

Произношение фразы «яицкие казаки» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «яицкие казаки» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

wdsxdcxnqnxd

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

История Яицкого (Уральского) казачества вобрала в себя множество судеб, этнических и религиозных элементов и стала отражением Российского государства в миниатюре. Отличавшееся европейско-азиатским характером, многонациональностью и полирелигиозностью, яицкое казачество на протяжении долгой истории ревностно охраняло не только свои вольности, но и с честью служило Российскому государству.

Откуда есть пошли «казаки»

Вопрос о корнях казачества до сих пор остаётся открытым. Само слово «казак» присутствует практически во всех восточных языках. Ещё в конце Х века византийский император Константин Багрянородный писал, что «среди кавказских народов живёт племя касахов». У многих восточных народов казаками называли человека на оплачиваемой государственной службе (газак – перс.), воина, сражающегося за веру, закон и Пророка (казак – араб.). В тюркских языках казак, кассак – это «вольный, свободный человек». По мнению современных учёных, именно тюркоязычный вариант считается исторически правильным.

Откуда же взялись казаки? Одни полагают, что основу казачества составили наиболее энергичные люди, которые решили «вырваться из-под государственной зависимости и повести свободную жизнь на свой страх». Другие полагают, что казаки изначально принадлежали к кавказским народам. Знаменитый русский историк Н.М. Карамзин полагал, что казачество сложилось задолго до ордынского нашествия: торки и берендеи также носили названия «черкас» или «казаков». Зарубежные авторы XVII столетия подчёркивали тюркские корни казачества, называя восстание Степана Разина «мятежом татар».

Казачество первоначально существовало в Орде, где выполняло в основном военные функции защитников границы, баскаков (у монголов существуют два слова ко и зах: первое – «броня», «латы», второе – «граница», «рубеж»). Позже на Руси казаками называли людей без постоянного места жительства и рода занятий. И лишь второй половиной XVI века можно датировать «рождение» казачества в традиционном понимании. Причём в это время ещё нельзя чётко разграничить донское, волжское, яицкое и прочие казачества. Казаки тогда ещё не вели оседлый образ жизни, а свободно перемещались.

По-видимому, ядром казачества явились половецко-русские кочевые племена («бродники»), в XII-XIII веках жившие по окраинам «Дикого Поля», а затем включённые в состав «Золотой Орды». После её распада эти казаки начинают переходить на службу к Московскому государю, становясь пограничной стражей южных рубежей Руси. Благодаря притоку русского населения казаки окончательно «обрусачиваются», перенимают русский язык и православие, становясь городовыми (служилыми) казаками. Они живут в пограничных городках и несут сторожевую или разведывательную службу в степи. Именно о таких казаках упоминается в летописях XV столетия, когда говорится, что казаки, жившие на окраине Рязанского княжества, вместе с рязанцами участвовали в отражении набега одного из ордынских царевичей.

В 1502 году в источниках впервые идёт речь о другой категории казачества – вольных («воровских») казаках, которые бросали службу и «самодурно» уходили на Дон, Волгу или в другие районы степи и промышляли преимущественно грабежом купеческих караванов и набегами на иноземных соседей. Поэтому вскоре вольные казаки стали врагами, как для кочевников-степняков (ногайцев), так и для Российского государства. Однако грань между этими категориями была условной; казаки нередко переходили из одного лагеря в другой и обратно. Попасть в опалу к царю, а затем, покаявшись, перейти к нему на службу было характерным явлением тех лет. Нередко ватаги воровских казаков воевали друг с другом, деля сферы влияния, а наём казачьих отрядов на службу к частным лицам был в те времена обычным явлением.

Так на окраинах Русского государства формируются многочисленные военные шайки, готовые в зависимости от личной выгоды служить царю, либо заниматься разбоем.

Так «Бабка Гугниха» сказывала…

Основным районом расселения казаков-вольников стали Донские степи, через которые проходили многочисленные караванные пути.

О появлении же казаков на Урале существует несколько версий. Первую озвучил П.И. Рычков, который в 1748 году записал бытовавшее среди яицких казаков предание о донском казачьем атамане Василии Гугне[1] – родоначальнике яицкого казачества. Согласно преданию, «…Во время Тамерлана один донской казак по имени Василий Гугня с 30 человеками товарищей из казаков же и одним татарином, удалился с Дона для грабежей на восток. Сделал лодки, пустился в Каспийское море, дошёл до устья Яика и, найдя окрестности его необитаемыми, поселился в них». В таком случае, родословную яицкого казачества следует начинать с конца XIV века.

По другой версии, более правдоподобной, яицкие казаки имеют волжские корни. Распад Золотой Орды открыл дорогу Русскому государству на восток и юго-восток. К этому времени на территории Золотой Орды проживало множество разноязычного населения – от потомков кыпчаков до русских полоняников. Поскольку Волга по-прежнему оставалась главной торговой артерией Восточной Европы, вокруг торговых и ремесленных центров концентрировались разные без рода-племени элементы. Они-то образовывали «ватаги», промышляли грабежом и разбоем. Не последнее место среди них занимали потомки новгородских ушкуйников, ещё в период расцвета Золотой Орды наводнивших берега Волги.

Усилению и укреплению казачьих ватаг способствовала взаимная вражда возникших на развалинах Орды Казанского, Астраханского, Сибирского и Крымского ханств, а также Русского государства. Ни у одной стороны не было решающего перевеса, а берега Волги, которая стала своеобразным рубежом и стыком границ этих государств, превратились как бы в ничейную землю, на которой вольно жили казаки.

Преобладание в казачьих ватагах славянского элемента позволяло Русскому государству более активно использовать казаков в своих интересах – то в роли буфера, то в виде ударной силы против враждебных ханств. А когда этого требовали интересы большой политики, Москва с лёгкостью отрекалась от казаков, объявляя их «ворами» и «разбойниками». Собственно, казаки платили Москве той же монетой, беззастенчиво грабя российские торговые караваны.

Как бы то ни было, до сих пор учёные спорят о происхождении яицких казаков, однако предпочтение отдаётся версии о волжских корнях Яицкого войска.

Яик – река казацкая

Широкий поток казачьей вольницы хлынул на Яик после падения Астрахани в 1556 году. Если до покорения Казани и Астрахани волжские казаки использовались как пособники государственной политики, то теперь они превратились в дестабилизирующий фактор, т.к. в отсутствие казанских и астраханских караванов стали грабить и громить ногайские кочевья, захватывать русские караваны. Заинтересованный в сохранении дружественных отношений с ногайцами, Иван IV неоднократно пытался унять волжских казаков.

В 1557 году отряды служилых казаков во главе со Степаном Кобелевым и Ляпуном Филимоновым были посланы на Волгу с повелением «с Волги казаков всех сослать». Однако, как только Филимонов и другие «добрые» казаки взялись укрощать волжскую вольницу, станичники вызвали атамана в свой лагерь и казнили его по приговору круга. Окончательно выведенный из себя казачьим самоуправством Иван IV 1 октября 1577 года отправил на Волгу стрелецкий отряд Ивана Мурашкина с приказом: «где бы он тех воров-казаков на застал, велел их пытать, казнить и вешать». Это событие считается официальным началом массового переселения волжских казаков, спасавшихся от государевых виселиц, на Яик.

Именно здесь в 1582 г. казаки основали Яицкий укреплённый городок и создали Яицкое казачье войско. Находясь далеко от царских войск, казаки начали борьбу с ногайцами за жизненное пространство.

Обеспокоенное действиями казаков, московское правительство направило на Яик указ о переходе всех казаков на государеву службу. Однако не все казаки подчинились царскому указу. Указ был повторён 9 июля 1591 года: «…для тое службы велел Государь Яицким и Волгским атаманам и казакам идти в Астрахань… всех казаков в Астрахани собрати для Шеквальския службы: Волжских 1000 человек, да Яицких 500…». С этого события официально ведётся начало государевой службы яицких казаков.

Смекнув, что на Волге прежней вольной жизни не будет, казаки ушли дальше на восток, где на острове Кош-Яик за лето построили крепость, дав, таким образом, начало Яицкому казачьему войску.

Государева служба – не тягло

Вплоть до конца XVII века государева служба не воспринималась казаками как обязательная. Кроме неё, казаки самостоятельно ходили «за зипунами». Однако походы эти (как, например, поход атамана Нечая на Хивинское ханство в 1602 году) были малоудачными.

Понимая, что продержаться один на один с кочевой степью практически невозможно, яицкие казаки в 1613-м бьют челом молодому царю Михаилу Фёдоровичу о принятии их в подданство Русского государства. Казакам особенно важно было получать свинец, порох и оружие, которые до этого времени они добывали в походах. В 1614 году яицкие казаки действиями подтвердили своё желание служить царю, захватив и выдав Москве донского атамана Ивана Заруцкого и примкнувшую к нему Марину Мнишек, которые пытались укрыться на Яике.

В итоге в 1615 году Михаил Фёдорович пожаловал Яицкое войско царской грамотой «на владение рекою Яиком, с сущими при ней реки и притоки, и со всеми угодьями с правой и левой стороны, начиная от впадения реки Илека и до устья» с дозволением «набираться на житьё вольными людьми».

С этого времени яицкие казаки регулярно участвуют в военных походах: против крымских татар – в 1629 году, против поляков и шведов в 1655-м, против бунтующих башкир – в 1683 году. В 1687-м полторы сотни яицких казаков участвовали в неудачном Крымском походе.

За верную и усердную службу в 1675 году царём Алексеем Михайловичем яицкие казаки были пожалованы одним большим и четырьмя малыми знамёнами.

Наряду с участием в походах, задачей казаков стала защита юго-восточных рубежей государства от степных кочевников.

Настоящая государева служба для яицких казаков началась при Петре I, когда они участвовали во взятии Азова, воевали против шведов, усмиряли башкирское восстание в 1708 году. Крайне неудачным для яицких казаков стал поход на Хиву, организованный по приказу Петра I. Тогда войско потеряло почти 1,5 тысячи человек и все знамёна, покрыв себя позором. Лишь после многочисленных ходатайств и прошений Яицкому войску удалось «выпросить» у императора новые знамёна.

Понимая невозможность прокормиться за счёт походов на кочевников, яицкие казаки поступают на службу русскому царю, сохраняя при этом все свои вольности.

Воля вольная

Отношения казаков с правительством были далеко не безоблачными. Хотя казаки поступили в подданство к русскому государю и несли государеву службу, они продолжали считать себя скорее союзниками, чем подданными. Москва до известной степени признавала особое положение казаков. Подтверждением является тот факт, что делами Яицкого казачьего войска в Москве ведал Посольский приказ, как будто речь шла об иностранном государстве. Признавая казачьи права и вольности, правительство на деле всячески стремилось их ограничить, что вызывало праведный гнев казаков.

В 1640 года правительство разрешило предпринимателям Гурьевым строительство деревянного острога непосредственно в устье Яика, а в 1645 г. вышел указ, разрешающий возведение каменной крепости (Гурьева), что было прямым нарушением грамоты 1615 года. В ответ казаки попытались помешать строительству: в 1645-м несколько раз безуспешно поджигали деревянный острог и грабили суда купцов Гурьевых, в 1649 году вместе с донскими казаками атамана Ивана Кондырева совершили дерзкое нападение на Гурьев, которое повторили в 1654-м. Причем, в последнем случае казаков поддержали работные люди, строившие крепость. Несмотря на то, что в течение двенадцати лет казаки нападали, грабили Гурьев, в итоге им пришлось смириться с существованием этой крепости.

Следующим событием, потрясшим не только Урал, но и всю Россию, тало восстание под предводительством Степана Разина. Ещё во время «похода за зипунами» (1667-1669) Разин взял и разграбил Яицкий городок, казнив 170 человек, в основном командиров стрельцов. Многие казаки присоединились к Разину, а в 1670 году Яицкое войско поддержало вождя повстанцев, однако активного участия не принимало. По-видимому, яицкие казаки всё-таки недолюбливали Разина: выражение «Разина порода» долгое время считалось бранным.

Разгромив восстание, правительство простило яицких казаков, но в то же время переподчинило Яицкое войско Казанскому ведомству, обязав регулярно наряжать казаков на военную службу. Это тоже не понравилось казакам, часть которых вновь взбунтовалась, но была разбита.

Ещё более ухудшилось положение казаков в период царствования Петра I, который не только «мучил» постоянными военными походами, в том числе и крайне неудачными, но и всячески ограничивал казачьи вольности. Недовольство казаков вызывали меры правительства по поимке беглых крестьян. Последние, укрывшись на Яике, поступали на работу в казачьи хозяйства, восполняя тем самым дефицит рабочей силы.

В 1721 году яицкие казаки были подчинены Военной коллегии, что уравнивало их с любыми другими воинскими соединениями. Ответом на это стал казацкий мятеж, в ходе которого из-за сильного пожара сгорела значительная часть Яицкого городка. Мятеж был жестоко подавлен. Более того, воспользовавшись удобным случаем, Пётр I царской грамотой назначил войсковым атаманом Григория Меркурьева, что было прямым нарушением установленных среди казаков правил, главным из которых было ежегодное переизбрание атамана на казачьем круге.

Используя больше кнут, нежели пряник, власть настойчиво ограничивала вольности казачьего войска, а казаки постепенно превращались из союзников в подчинённых-служилых.

Недовольство казаков вызывала и религиозная политика государства. В отличие от других войск, Яицкое казачье войско было многонациональным и полирелигиозным. Яицкие казаки не признали церковную реформу Никона, оставшись в большинстве своём староверами. Несмотря на заверения государей, власти притесняли староверов. Одновременно усиливался ропот яицких казаков.

В конце 1771 года в войско поступил указ направить на службу 334 казака, и чтобы при команде был цирюльник. Также прошёл слух, что из казаков собираются сформировать обычные гусарские эскадроны. Казаки попытались договориться миром. 13 января 1772 года, отслужив молебен и взяв иконы, казаки под предводительством священника пошли к дому, где остановился гвардии капитан Дурново, присланный правительством для разбора жалоб. Они просили отменить бритьё бород и перевод казаков в гусары. В ответ прозвучали картечные залпы, возвестившие начало нового восстания. Однако уже к лету выступление казаков было подавлено: Яицкий городок взят, 130 мятежников предали мученической казни, 140 человек сослали в Сибирь, многих отдали в солдаты, покрыв позором.

Это окончательно озлобило казаков, которые не задумываясь поддержали в 1773-м Емельяна Пугачёва. 13 сентября 1773 года Пугачёв с отрядом из 80 казаков выступил в поход на Яицкий городок, что стало началом одного из крупнейших восстаний в истории России.

Восстание Пугачёва стало рубежом в истории Яицкого казачества, расколов её на две части – на историю вольного и служилого войска. После подавления восстания войско было переименовано в Уральское, река Яик – в Урал. Яицкий городок отныне именуется Уральском. Войсковой круг был упразднён, выборное управление ликвидировалось, а назначение атаманов и старшин окончательно перешло к правительству. Войско было лишено всех пушек, которые ему было запрещено иметь впредь (вплоть до Первой мировой войны), а казаки огнестрельного оружия. Вольное яицкое казачество кануло в Лету, уступив место служилому Уральскому казачьему войску.

Литература

  1. Дубовиков А.М. Уральское казачество в системе российской государственности (XVIII – начало ХХ вв.). Тольятти, 2007.
  2. Иванов В.А., Чугунов С.М. История казачества на Урале. Стерлитамак, 2001.
  3. История казачества Урала. Оренбург; Челябинск, 1992.

[1] Предание передавалось со слов вдовы атамана Гугни – пленённой татарки Гугнины.

История Яицкого (Уральского) казачества вобрала в себя множество судеб, этнических и религиозных элементов и стала отражением Российского государства в миниатюре. Отличавшееся европейско-азиатским характером, многонациональностью и полирелигиозностью, яицкое казачество на протяжении долгой истории ревностно охраняло не только свои вольности, но и с честью служило Российскому государству.

Откуда есть пошли «казаки»

Вопрос о корнях казачества до сих пор остаётся открытым. Само слово «казак» присутствует практически во всех восточных языках. Ещё в конце Х века византийский император Константин Багрянородный писал, что «среди кавказских народов живёт племя касахов». У многих восточных народов казаками называли человека на оплачиваемой государственной службе (газак – перс.), воина, сражающегося за веру, закон и Пророка (казак – араб.). В тюркских языках казак, кассак – это «вольный, свободный человек». По мнению современных учёных, именно тюркоязычный вариант считается исторически правильным.

Откуда же взялись казаки? Одни полагают, что основу казачества составили наиболее энергичные люди, которые решили «вырваться из-под государственной зависимости и повести свободную жизнь на свой страх». Другие полагают, что казаки изначально принадлежали к кавказским народам. Знаменитый русский историк Н.М. Карамзин полагал, что казачество сложилось задолго до ордынского нашествия: торки и берендеи также носили названия «черкас» или «казаков». Зарубежные авторы XVII столетия подчёркивали тюркские корни казачества, называя восстание Степана Разина «мятежом татар».

Казачество первоначально существовало в Орде, где выполняло в основном военные функции защитников границы, баскаков (у монголов существуют два слова ко и зах: первое – «броня», «латы», второе – «граница», «рубеж»). Позже на Руси казаками называли людей без постоянного места жительства и рода занятий. И лишь второй половиной XVI века можно датировать «рождение» казачества в традиционном понимании. Причём в это время ещё нельзя чётко разграничить донское, волжское, яицкое и прочие казачества. Казаки тогда ещё не вели оседлый образ жизни, а свободно перемещались.

По-видимому, ядром казачества явились половецко-русские кочевые племена («бродники»), в XII-XIII веках жившие по окраинам «Дикого Поля», а затем включённые в состав «Золотой Орды». После её распада эти казаки начинают переходить на службу к Московскому государю, становясь пограничной стражей южных рубежей Руси. Благодаря притоку русского населения казаки окончательно «обрусачиваются», перенимают русский язык и православие, становясь городовыми (служилыми) казаками. Они живут в пограничных городках и несут сторожевую или разведывательную службу в степи. Именно о таких казаках упоминается в летописях XV столетия, когда говорится, что казаки, жившие на окраине Рязанского княжества, вместе с рязанцами участвовали в отражении набега одного из ордынских царевичей.

В 1502 году в источниках впервые идёт речь о другой категории казачества – вольных («воровских») казаках, которые бросали службу и «самодурно» уходили на Дон, Волгу или в другие районы степи и промышляли преимущественно грабежом купеческих караванов и набегами на иноземных соседей. Поэтому вскоре вольные казаки стали врагами, как для кочевников-степняков (ногайцев), так и для Российского государства. Однако грань между этими категориями была условной; казаки нередко переходили из одного лагеря в другой и обратно. Попасть в опалу к царю, а затем, покаявшись, перейти к нему на службу было характерным явлением тех лет. Нередко ватаги воровских казаков воевали друг с другом, деля сферы влияния, а наём казачьих отрядов на службу к частным лицам был в те времена обычным явлением.

Так на окраинах Русского государства формируются многочисленные военные шайки, готовые в зависимости от личной выгоды служить царю, либо заниматься разбоем.

Так «Бабка Гугниха» сказывала…

Основным районом расселения казаков-вольников стали Донские степи, через которые проходили многочисленные караванные пути.

О появлении же казаков на Урале существует несколько версий. Первую озвучил П.И. Рычков, который в 1748 году записал бытовавшее среди яицких казаков предание о донском казачьем атамане Василии Гугне[1] – родоначальнике яицкого казачества. Согласно преданию, «…Во время Тамерлана один донской казак по имени Василий Гугня с 30 человеками товарищей из казаков же и одним татарином, удалился с Дона для грабежей на восток. Сделал лодки, пустился в Каспийское море, дошёл до устья Яика и, найдя окрестности его необитаемыми, поселился в них». В таком случае, родословную яицкого казачества следует начинать с конца XIV века.

По другой версии, более правдоподобной, яицкие казаки имеют волжские корни. Распад Золотой Орды открыл дорогу Русскому государству на восток и юго-восток. К этому времени на территории Золотой Орды проживало множество разноязычного населения – от потомков кыпчаков до русских полоняников. Поскольку Волга по-прежнему оставалась главной торговой артерией Восточной Европы, вокруг торговых и ремесленных центров концентрировались разные без рода-племени элементы. Они-то образовывали «ватаги», промышляли грабежом и разбоем. Не последнее место среди них занимали потомки новгородских ушкуйников, ещё в период расцвета Золотой Орды наводнивших берега Волги.

Усилению и укреплению казачьих ватаг способствовала взаимная вражда возникших на развалинах Орды Казанского, Астраханского, Сибирского и Крымского ханств, а также Русского государства. Ни у одной стороны не было решающего перевеса, а берега Волги, которая стала своеобразным рубежом и стыком границ этих государств, превратились как бы в ничейную землю, на которой вольно жили казаки.

Преобладание в казачьих ватагах славянского элемента позволяло Русскому государству более активно использовать казаков в своих интересах – то в роли буфера, то в виде ударной силы против враждебных ханств. А когда этого требовали интересы большой политики, Москва с лёгкостью отрекалась от казаков, объявляя их «ворами» и «разбойниками». Собственно, казаки платили Москве той же монетой, беззастенчиво грабя российские торговые караваны.

Как бы то ни было, до сих пор учёные спорят о происхождении яицких казаков, однако предпочтение отдаётся версии о волжских корнях Яицкого войска.

Яик – река казацкая

Широкий поток казачьей вольницы хлынул на Яик после падения Астрахани в 1556 году. Если до покорения Казани и Астрахани волжские казаки использовались как пособники государственной политики, то теперь они превратились в дестабилизирующий фактор, т.к. в отсутствие казанских и астраханских караванов стали грабить и громить ногайские кочевья, захватывать русские караваны. Заинтересованный в сохранении дружественных отношений с ногайцами, Иван IV неоднократно пытался унять волжских казаков.

В 1557 году отряды служилых казаков во главе со Степаном Кобелевым и Ляпуном Филимоновым были посланы на Волгу с повелением «с Волги казаков всех сослать». Однако, как только Филимонов и другие «добрые» казаки взялись укрощать волжскую вольницу, станичники вызвали атамана в свой лагерь и казнили его по приговору круга. Окончательно выведенный из себя казачьим самоуправством Иван IV 1 октября 1577 года отправил на Волгу стрелецкий отряд Ивана Мурашкина с приказом: «где бы он тех воров-казаков на застал, велел их пытать, казнить и вешать». Это событие считается официальным началом массового переселения волжских казаков, спасавшихся от государевых виселиц, на Яик.

Именно здесь в 1582 г. казаки основали Яицкий укреплённый городок и создали Яицкое казачье войско. Находясь далеко от царских войск, казаки начали борьбу с ногайцами за жизненное пространство.

Обеспокоенное действиями казаков, московское правительство направило на Яик указ о переходе всех казаков на государеву службу. Однако не все казаки подчинились царскому указу. Указ был повторён 9 июля 1591 года: «…для тое службы велел Государь Яицким и Волгским атаманам и казакам идти в Астрахань… всех казаков в Астрахани собрати для Шеквальския службы: Волжских 1000 человек, да Яицких 500…». С этого события официально ведётся начало государевой службы яицких казаков.

Смекнув, что на Волге прежней вольной жизни не будет, казаки ушли дальше на восток, где на острове Кош-Яик за лето построили крепость, дав, таким образом, начало Яицкому казачьему войску.

Государева служба – не тягло

Вплоть до конца XVII века государева служба не воспринималась казаками как обязательная. Кроме неё, казаки самостоятельно ходили «за зипунами». Однако походы эти (как, например, поход атамана Нечая на Хивинское ханство в 1602 году) были малоудачными.

Понимая, что продержаться один на один с кочевой степью практически невозможно, яицкие казаки в 1613-м бьют челом молодому царю Михаилу Фёдоровичу о принятии их в подданство Русского государства. Казакам особенно важно было получать свинец, порох и оружие, которые до этого времени они добывали в походах. В 1614 году яицкие казаки действиями подтвердили своё желание служить царю, захватив и выдав Москве донского атамана Ивана Заруцкого и примкнувшую к нему Марину Мнишек, которые пытались укрыться на Яике.

В итоге в 1615 году Михаил Фёдорович пожаловал Яицкое войско царской грамотой «на владение рекою Яиком, с сущими при ней реки и притоки, и со всеми угодьями с правой и левой стороны, начиная от впадения реки Илека и до устья» с дозволением «набираться на житьё вольными людьми».

С этого времени яицкие казаки регулярно участвуют в военных походах: против крымских татар – в 1629 году, против поляков и шведов в 1655-м, против бунтующих башкир – в 1683 году. В 1687-м полторы сотни яицких казаков участвовали в неудачном Крымском походе.

За верную и усердную службу в 1675 году царём Алексеем Михайловичем яицкие казаки были пожалованы одним большим и четырьмя малыми знамёнами.

Наряду с участием в походах, задачей казаков стала защита юго-восточных рубежей государства от степных кочевников.

Настоящая государева служба для яицких казаков началась при Петре I, когда они участвовали во взятии Азова, воевали против шведов, усмиряли башкирское восстание в 1708 году. Крайне неудачным для яицких казаков стал поход на Хиву, организованный по приказу Петра I. Тогда войско потеряло почти 1,5 тысячи человек и все знамёна, покрыв себя позором. Лишь после многочисленных ходатайств и прошений Яицкому войску удалось «выпросить» у императора новые знамёна.

Понимая невозможность прокормиться за счёт походов на кочевников, яицкие казаки поступают на службу русскому царю, сохраняя при этом все свои вольности.

Воля вольная

Отношения казаков с правительством были далеко не безоблачными. Хотя казаки поступили в подданство к русскому государю и несли государеву службу, они продолжали считать себя скорее союзниками, чем подданными. Москва до известной степени признавала особое положение казаков. Подтверждением является тот факт, что делами Яицкого казачьего войска в Москве ведал Посольский приказ, как будто речь шла об иностранном государстве. Признавая казачьи права и вольности, правительство на деле всячески стремилось их ограничить, что вызывало праведный гнев казаков.

В 1640 года правительство разрешило предпринимателям Гурьевым строительство деревянного острога непосредственно в устье Яика, а в 1645 г. вышел указ, разрешающий возведение каменной крепости (Гурьева), что было прямым нарушением грамоты 1615 года. В ответ казаки попытались помешать строительству: в 1645-м несколько раз безуспешно поджигали деревянный острог и грабили суда купцов Гурьевых, в 1649 году вместе с донскими казаками атамана Ивана Кондырева совершили дерзкое нападение на Гурьев, которое повторили в 1654-м. Причем, в последнем случае казаков поддержали работные люди, строившие крепость. Несмотря на то, что в течение двенадцати лет казаки нападали, грабили Гурьев, в итоге им пришлось смириться с существованием этой крепости.

Следующим событием, потрясшим не только Урал, но и всю Россию, тало восстание под предводительством Степана Разина. Ещё во время «похода за зипунами» (1667-1669) Разин взял и разграбил Яицкий городок, казнив 170 человек, в основном командиров стрельцов. Многие казаки присоединились к Разину, а в 1670 году Яицкое войско поддержало вождя повстанцев, однако активного участия не принимало. По-видимому, яицкие казаки всё-таки недолюбливали Разина: выражение «Разина порода» долгое время считалось бранным.

Разгромив восстание, правительство простило яицких казаков, но в то же время переподчинило Яицкое войско Казанскому ведомству, обязав регулярно наряжать казаков на военную службу. Это тоже не понравилось казакам, часть которых вновь взбунтовалась, но была разбита.

Ещё более ухудшилось положение казаков в период царствования Петра I, который не только «мучил» постоянными военными походами, в том числе и крайне неудачными, но и всячески ограничивал казачьи вольности. Недовольство казаков вызывали меры правительства по поимке беглых крестьян. Последние, укрывшись на Яике, поступали на работу в казачьи хозяйства, восполняя тем самым дефицит рабочей силы.

В 1721 году яицкие казаки были подчинены Военной коллегии, что уравнивало их с любыми другими воинскими соединениями. Ответом на это стал казацкий мятеж, в ходе которого из-за сильного пожара сгорела значительная часть Яицкого городка. Мятеж был жестоко подавлен. Более того, воспользовавшись удобным случаем, Пётр I царской грамотой назначил войсковым атаманом Григория Меркурьева, что было прямым нарушением установленных среди казаков правил, главным из которых было ежегодное переизбрание атамана на казачьем круге.

Используя больше кнут, нежели пряник, власть настойчиво ограничивала вольности казачьего войска, а казаки постепенно превращались из союзников в подчинённых-служилых.

Недовольство казаков вызывала и религиозная политика государства. В отличие от других войск, Яицкое казачье войско было многонациональным и полирелигиозным. Яицкие казаки не признали церковную реформу Никона, оставшись в большинстве своём староверами. Несмотря на заверения государей, власти притесняли староверов. Одновременно усиливался ропот яицких казаков.

В конце 1771 года в войско поступил указ направить на службу 334 казака, и чтобы при команде был цирюльник. Также прошёл слух, что из казаков собираются сформировать обычные гусарские эскадроны. Казаки попытались договориться миром. 13 января 1772 года, отслужив молебен и взяв иконы, казаки под предводительством священника пошли к дому, где остановился гвардии капитан Дурново, присланный правительством для разбора жалоб. Они просили отменить бритьё бород и перевод казаков в гусары. В ответ прозвучали картечные залпы, возвестившие начало нового восстания. Однако уже к лету выступление казаков было подавлено: Яицкий городок взят, 130 мятежников предали мученической казни, 140 человек сослали в Сибирь, многих отдали в солдаты, покрыв позором.

Это окончательно озлобило казаков, которые не задумываясь поддержали в 1773-м Емельяна Пугачёва. 13 сентября 1773 года Пугачёв с отрядом из 80 казаков выступил в поход на Яицкий городок, что стало началом одного из крупнейших восстаний в истории России.

Восстание Пугачёва стало рубежом в истории Яицкого казачества, расколов её на две части – на историю вольного и служилого войска. После подавления восстания войско было переименовано в Уральское, река Яик – в Урал. Яицкий городок отныне именуется Уральском. Войсковой круг был упразднён, выборное управление ликвидировалось, а назначение атаманов и старшин окончательно перешло к правительству. Войско было лишено всех пушек, которые ему было запрещено иметь впредь (вплоть до Первой мировой войны), а казаки огнестрельного оружия. Вольное яицкое казачество кануло в Лету, уступив место служилому Уральскому казачьему войску.

Литература

  1. Дубовиков А.М. Уральское казачество в системе российской государственности (XVIII – начало ХХ вв.). Тольятти, 2007.
  2. Иванов В.А., Чугунов С.М. История казачества на Урале. Стерлитамак, 2001.
  3. История казачества Урала. Оренбург; Челябинск, 1992.


[1] Предание передавалось со слов вдовы атамана Гугни – пленённой татарки Гугнины.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *